ВОЗДУШНО-ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАКЕТОПЛАН

Модель ракетоплана

ЮТ 1979, №07

Модель ракетоплана, оснащенного воздушно-гидравлическим двигателем, относится к типу простейших, но дает возможность проводить множество опытов и, что самое главное, позволяет наглядно познакомиться с принципом действия реактив ного двигателя.

Начинать изготовление модели следует с двигателя. На рисунке 1 показан его принципиальный чертеж, а основные размеры - диаметр и высота - берутся из таблицы в соответствии с выбранным типом двигателя. В нашем случае будет двигатель № 1. Подберите цилиндрическую болванку диаметром 15 мм и длиной до 200 мм. Возьмите стеклоткань, разрежьте ее на длинные узкие полоски шириной 10-15 мм и последовательно, слой за слоем, пропитав эпоксидной смолой, обмотайте болванку.

Чертёж воздушно-гидравлического ракетоплана

Толщина стенки корпуса 1 не должна превышать 3 мм. Снаружи на стенку наклейте еще несколько витков ленты из стеклоткани шириной 6 мм. Получится стопорное кольцо 4.

Когда смола затвердеет, снимите получившийся цилиндр с болванки. А чтобы это было легко сделать, промажьте, прежде чем клеить, поверхность болванки тонким слоем мастики для натирки полов.

Заглушку 2 и сопло 3 выточите на токарном станке из бука или березы. С торца заглушку необходимо дополнительно усилить слоем пропитанных эпоксидной смолой лент 5. Сопрягаемые со стенкой двигателя поверхности деревянных деталей смажьте эпоксидной смолой и закрепите, как показано на рисунке. Двигатель готов.

Основной материал для изготовления ракетоплана - ватман и сосновые рейки. Если вы выбрали тип двигателя № 1, заготовьте цилиндрическую болванку диаметром 21,2 мм. Намотайте на нее несколько слоев бумаги, предварительно смазанной клеем. Получившуюся цилиндрическую оболочку снимите и приклейте к ней бумажный конус. У вас получился обтекатель для двигателя. Фюзеляж ракетоплана выстругайте из сосновой рейки. К его утолщенному концу приклеивается обтекатель. А стабилизатор и киль, изготовленные из ватмана, аккуратно укрепляются на противоположном конце фюзеляжа.

Из ватмана вырежьте по две плоскости крыльев и обклейте ими с двух сторон лонжерон - сосновую рейку размером 2X8x300 мм. Крылья следует слегка изогнуть кверху. Готовые крылья также приклейте к фюзеляжу. Теперь можно приниматься за изготовление стартовой установки.

Главный ее узел - ресивер, емкость для хранения сжатого воздуха. На рисунке 2а ресивер представлен крупным планом. Возьмите жестяную банку из-под кофе или леденцов, плотно закройте крышкой и как следует запаяйте. Затем обмажьте банку эпоксидной смолой и обмотайте ее лентами из стеклоткани. Упрочненная банка сможет теперь выдержать внутреннее давление до 10-12 атм.


Стартовая установка


ТАБЛИЦА

Тип двигателя D - внутренний диаметр двигателя L - максимальная длина двигателя Объем воды, заправляемой в двигатель Допустимое давление в двигателе
 I 15 мм 70 мм 20 млг 3 кг/см2
 II 20 мм 100 мм 50 млг 6 кг/см2
 III 25 мм 150 мм 80 млг 9 кг/см2

В днище, стенке и крышке банки просверлите три отверстия. В нижнее вставьте ниппель от автомобильного баллона, в боковое - манометр от садового опрыскивателя, а в верхнее - металлическую трубку с дозирующим клапаном от кислородной подушки. Места соединения деталей обмотайте стекло-тканевой ниткой, пропитанной эпоксидной смолой.

На верхний конец трубки на длину 70 мм наденьте стопорную панель и припаяйте ее к трубке (рис. 26 и 2в). Кроме того, потребуется резиновая заглушка и предохранительный зажим. Губки зажима изготовьте из листовой стали толщиной 2 мм, установите их на стопорной панели и свяжите пружиной.

На панели установите три направляющие (рис. 2г), пластины и стойки к ним сделайте из жести. Направляющие поддерживают ракетоплан в момент старта и в зависимости от типа двигателя их можно переставлять. Ресивер, стопорная панель и направляющие крепятся в поворотном кольце и устанавливаются на квадратной подставке (600 x 600 мм), вырезанной из древесностружечной плиты.

Познакомимся с порядком запуска модели. Ручным автомобильным насосом закачайте ресивер сжатым воздухом. Его объема хватит на несколько запусков. Залейте в двигатель воду - ровно столько, сколько указано в таблице. Наклоните трубку вниз. Вставьте двигатель в обтекатель ракетоплана, а сам ракетоплан установите на направляющих. Сопло двигателя должно плотно сесть на резиновую заглушку. Захватите предохранительными губками опорное кольцо и вставьте чеку с тросиком длиной не менее метра.

Установив ракетоплан строго вертикально, поверните вентиль дозирующего клапана и заправьте двигатель сжатым воздухом до указанного в таблице давления. Теперь считайте: 5, 4, 3, 2, 1! Выдерните чеку, и ракетоплан устремится в небо.

А. ДЮКА
Рисунки А. СУХОВЕЦКОГО

BACK