"АЭРОХОД" РЫБАКА

Моделист-Конструктор 2008 №1

В то время, когда задумал построить аэросани, никаких особо оригинальных конструктивных решений по ним и не планировал - машина нужна была как обычное зимнее транспортное средство.

Однако когда подобрал необходимые агрегаты, материалы и взялся за дело, стали появляться и идеи различного конструктивного решения некоторых узлов. Пришлось даже на некоторое время приостановить работу по строительству аэросаней и "продумать" всю конструкцию вновь - на бумаге. В итоге одни решения оказались не только нетрадиционными (может быть, и не новыми, но изрядно подзабытыми и не встречающимися в современных машинах), а другие и вовсе оригинальными. Отмечу особенности конструкции.

airsleigh

Во-первых - подвеска силового агрегата (а не установка его, как обычно) Во-вторых, рулевое управление "тележного" типа - оно осуществляется поворотом не только лыж, а всего переднего моста. И последнее Возврат же управляемого моста с лыжами в исходное положение и удержание его на курсе прямого хода производятся не столько рулем, сколько торсионом, в роли которого выступает дуга безопасности.

Описывая конструкцию аэросаней, сразу оговорюсь: из-за отсутствия аргонной сварки все соединения деталей в узлах пришлось делать болтовыми с помощью втулок и кронштейнов, а местами и клепать.

Рама аэросаней хребтового типа - однолонжеронная. Состыкованные и соединенные с лонжероном балка заднего моста и стойка моторамы подкреплены подкосами. Соединения силовых элементов рамы - в основном разъемные. Такими я их сделал для разборки аэросаней и весьма габаритной рамы для летнего компактного хранения.

Лонжерон и стойка выполнены из дюралюминиевой трубы диаметром 70 мм с толщиной стенок 2,5 мм, а балка заднего моста и подкосы - тоже из дюралюминиевой трубы, но диаметром и толщиной стенок поменьше - соответственно, 40 мм и 1,5 мм Роль подкосов стойки моторамы играют еще и поручни сидений, хотя поручнями их назвать можно только условно - на них навешиваются ложементы сидений водителя и пассажира, выколоченные из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. Сами же сиденья выполнены из толстого поролонового листа и обшиты брезентовой тканью

К раме можно отнести и еще один элемент аэросаней - дугу безопасности. Она выполнена из двух состыкованных накладками отрезков дюралюминиевой трубы диаметром 50 мм и толщиной стенки 2 мм Однако лучше бы дугу сделать из цельной трубы (у меня, к сожалению, на момент изготовления такой не нашлось) потому, что она выполняет еще и роль амортизирующей подвески переднего управляемого моста и является своеобразным подкосом основной стойки. Но о дуге - позже.

Насчёт же управляемого моста, как на телеге, я не оговорился. Вернуться к такой уже подзабытой схеме рулевого управления меня сподвигла ее простота, к тому же она очень сочеталась с амортизирующей дугой безопасности и однолонжеронной рамой. Передний мост соединен с передним концом лонжерона посредством шкворня и сайлентблока (резинометаллической втулки), корпус которого вставлен в переднее отверстие трубы лонжерона. Шкворнем служит болт М22.

Соединение переднего моста с дугой безопасности (она же торсион) осуществлено не напрямую, а посредством выноса - консольно закрепленного по середине моста (перпендикулярно к нему) отрезка трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Свободный же (передний) конец выноса соединен тоже с передним концом дуги безопасности "двухщёчечным" треугольным кронштейном. Длина выноса определялась экспериментально, в пределах 200 - 250 мм. Меньшая его длина ухудшает "флюгерность" - самоудержание машины на прямом курсе, а большая - затрудняет управление аэросанями (поворот руля) Кстати для облегчения поворота руля впоследствии на конец торсиона прикрепил сайлентблок (хотя есть возможность помогать и ногами, как на самолете).

При повороте руля, а следовательно, и переднего моста с лыжами дуга безопасности отклоняется в сторону да еще и слегка закручивается После же снятия усилия на руль дуга стремится возвратиться в исходное положение, удерживая лыжи на прямом курсе.

Сам руль - мотоциклетного типа, только закреплен он на мосту в трех точках через подкосы-рычаги. От руля по дуге-торсиону проложен тросик управления "газом" двигателя. На концах переднего моста (как, впрочем, и заднего) на осях установлены лыжи. Для защиты от бокового удара лыжи к мостам дополнительно прикреплены подкосами (лучше было бы амортизаторами) через подшипниковые втулки:

передние - двумя, задние - одним (в задней части) и поворачиваются в вертикальной плоскости вместе с лыжами.

Лыжи самодельные - все одинаковые. Склепаны из 5-мм листового дюралюминия марки Д16Т алюминиевыми заклепками. Для придания жесткости по середине лыжи приварена продольная полоса-стенка, а к стенке - еще и полосовые подкосы. Подошва выполнена из листа полиэтилена толщиной 5 мм, а шириной - на 10 мм больше

с каждой стороны. В загнутой части носка подошва к лыже прикреплена заклепками, а по длине просто прижата подрезом из стального уголка, чтобы подошву из-за разности теплового расширения не коробило. Небольшая часть заднего конца лыжи вместе с подошвой тоже загнута вверх на 50 мм На концах балок мостов лыжи монтируются на подшипниках качения, корпуса которых закреплены на стойках лыжи.

Винтомоторная установка сама по себе традиционная и состоит из силового агрегата от снегохода "Буран" мощностью 28 л.с. и самодельного толкающего воздушного винта постоянного шага.

Винт диаметром 1400 мм, лопасти деревянные с металлическими оковками на концах Максимальная тяга, создаваемая им на месте, составляет около 95 кгс, что позволяет аэросаням развивать скорость до 70 км/ч по льду замерзшей реки. Передача крутящего момента с двигателя на винт осуществляется через четырехручьевую клиноременную передачу. Диаметр ведущего шкива - 205 мм, а ведомого - 380 мм, то есть передаточное число составляет 1,85. Натяжение ремней осуществляется поворотом эксцентриковой оси во втулке с последующим закреплением одной в другой хомутом.

Крепление силовою агрегата на раме не совсем обычное. Во-первых, он не установлен на ней, а подвешен на консольной балке и прикреплен к ней через резиновые втулки-прокладки Консольная балка является одновременно и упором, через который передается тяга

от винта. К тому же балка присоединена к стойке шарнирно через сайлентблок. Дополнительное же крепление двигателя к раме и вовсе неординарное - растяжками - авиационными гибкими тросами диаметром 4 мм с натяжными тендерами. Такая подвеска винтомоторной установки на раме практически устраняет вибрацию аэросаней.

Ограждения винта пока нет. Конечно, вращающийся винт - штука опасная Но если сделать упрощенное ограждение, то оно может сыграть с человеком, эксплуатирующим сани, а тем более с пассажиром "злую шутку" В психологическом плане они будут думать, что защищены. На самом же деле вероятность получить травму от вращающегося винта остается. Если уж делать ограждение, то полное - в форме тонкой решетки с обеих сторон и по окружности.

А чтобы винт не задевал при провалах задней части аэросаней снег, тем более лед, сделан хвост - в заднюю часть лонжерона вставлена труба потоньше.

Сухая масса аэросаней составляет около 140 кг. Полная снаряженная (два человека и 20 л топлива) - приближается к 300 кг. Тормозов у аэросаней нет, остановка довольно быстро осуществляется за счет трения подошв лыж о снег после сброса "газа"

С.КОЧАНОВ-СОРОКИН, г.Омск


Аэросани с подвешенной винтомоторной группой и "тележным" передним мостом (детали всех позиций, кроме особо оговоренных, выполнены из дюралюминия Д16Т):

airsleigh

1 - двигатель (от мотонарт "Буран"), 2 клиноременная четырехручьевая передача (і=1,85); 3 -воздушный винт диаметром 1400 (дерево с металлическими концевыми окантовками), 4 консольная балка, 5 - верхняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4, 2 шт), 6 - основная стойка (труба диаметром 70x2,5), 7 - кронштейн подсоединения дуги безопасности к стойке (лист s5, 2 шт.). 8 - верхняя часть дуги безопасности (труба диаметром 50x2), 9 - крепление троса газа к дуге безопасности (резина, по потребности), 10 - соединительный кронштейн частей дуги безопасности (лист s5, 2 шт), 11 - наклонная часть дуги безопасности (труба диаметром 50x2); 12 - лонжерон (труба диаметром 70x2,5); 13 - руль (мотоциклетного типа), 14 - центральная стойка руля (стальная труба диаметром 28); 15 боковая стойка руля (труба диаметром 14, 2 шт); 16 - сайлентблок дуги безопасности (от стиральной машины), 17 - узел соединения дуги безопасности и переднего моста (лист s5, 2 шт), 18 - вынос (труба диаметром 30x1,5), 19 - боковой подкос стойки (труба диаметром 40x1,5, 2 шт.), 20 - заднее сиденье пассажира (поролон в тканевом чехле); 21 - ложемент заднего сиденья (лист s5), 22 - поручень-подкос (труба диаметром 30x1,5, 2 шт), 23 - ложемент переднего сиденья (лист s5); 24 - переднее сиденье (поролон в тканевом чехле), 25 трос газа (от мотоцикла); 26 - нижняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4, 2 шт.); 27 - тандер (2 шт), 28 - топливный бак (на 20 л), 29 -хвост-фаркоп (труба диаметром 64), 30 - задний мост, 31-задняя лыжа (2 шт). 32-крепление площадки (шнур, 2 шт ), 33 - площадка (ткань "авизент", 2 шт), 34-балка переднего управляемого моста (труба диаметром 40x1,5,2 шт.), 35 - передняя лыжа (2 шт).

Задний мост и его соединение с рамой:

airsleigh

1 - лонжерон, 2 кронштейн-хомут крепления к лонжерону поперечины рамки сидений и подкосов заднего моста, 3 - поперечина рамки сидений, 4 подкос, 5 - лыжа, 6 - кронштейн-хомут крепления к заднему мосту подкосов, 7 - втулка крепления к заднему мосту подкоса лыжи, 8 - балка заднего моста (2 шт), 9- подкос стойки (2 шт), 10 - рамка сидений, 11 - основная стойка; 12 -петля крепления основания сиденья к рамке (10 шт.); 13 - кронштейн-хомут крепления к стойке рамки сидений и моторамы, 14 - кронштейн крепления лонжерона к основной стойке, 15 - втулка крепления рамки сиденья к лонжерону и основной стойке (2 шт.); 16 - соединительная скоба балки (2 шт)

Передний мост и лыжа:

airsleigh

1 - основа лыжи, 2 - подкос хребта. 3 - дужка, 4 - хребет; 5 - заклепка; 6 - передний подкос стойки (2 шт), 7 - задний подкос стойки (2 шт), 8 корпус с подшипником качения, 9 - стойка, 10 - ушко крепления подкоса лыжи к хребту (2 шт), 11 - буртик с вилкой, 12 задний подкос лыжи (2 шт), 13 - втулка крепления подкоса к балке моста, 14 - кронштейн подножки; 15 балка моста, 16 - лонжерон, 17 - шарнир соединения балки моста и лонжерон, 18 - кронштейн соединения балки и выноса, 19 - кронштейн соединения выноса и дуги безопасности, 20 - подножка.

Подвеска силовой установки на консольной балке и тросовых растяжках:

airsleigh

1 - эксцентриковая ось, 2 - втулка (сталь, труба диаметорм 50x2), 3 - хомут с зажимным болтом, 4 - стяж-ка верхних растяжек (резиновый жгут), 5 - верхние растяжки, 6 - консольная балка (стальная труба диаметорм 40x1,5), 7 - ось шарнира (болт М16), 8 - сайлентблок, 9 - втулка-кронштейн крепления моторамы на основной стойке, 10 - основная стойка; 11 - узел крепления двигателя к консольной балке (4 шт), 12 - двигатель, 13 - стойка втулки, 14 - подкос втулки (2 шт.), 15 - крыло балки (4 шт.), 16 - выходной вал двигателя. 17 - нижняя растяжка (трос 04, 2 шт.), 18 - тандер (2 шт.), 19 - втулка-прокладка (резина, 4 шт).

BACKHOME