АКВАПЕД

ЮТ Для умелых рук 1972 №6

Московский изобретатель Ю. Соловьев придумал маленький аквапед-поплавок, на котором не тонешь и ногами работать привычно: надо шагать, как по земле. Скорость он развивает 6-8 км/ч. Устроен этот аквапед очень просто, его может сделать каждый владеющий слесарным инструментом.

аквапед

Конструируя аквапед, мы, в сущности, должны решить одну задачу: преобразовать возвратно-поступательное движение ног в непрерывное вращение винта в одну сторону. Обычно конструкторы применяют для этого жесткий педальный привод (см. "ЮТ для умелых рук", 1972, № 3). Пловец ложится на торпедообразный велосипед и как бы привязан к нему, зависит от аппарата, а не наоборот. Соловьеву это не понравилось. Через приводной шкив своего аквапеда он перекинул прочный шнур, на концах шнура укрепил стремена. Ноги пловца стали свободны, не надо крутить никакие педали - шагай как хочется. Это очень удобно.

При каждом шаге шнур перематывается на шкиве и вращает вал то в одну сторону, то в другую. На втором конце вала находится ведущее зубчатое колесо, которое вращает ведомые шестерни. Те поочередно включают храповые полумуфты, передавая через них вращение, направленное уже в одну сторону, на гребной вал.

Начинать постройку аквапеда следует, пожалуй, со шкива. Это цилиндр диаметром и высотой в 40 мм. Сделать его можно из твердых пород дерева: дуба, граба, бука. Сосна и осина не годятся - они быстро изнашиваются. Чтобы шнур не соскакивал со шкива, сделайте на нем винтовые канавки. Шаг их примерно 5-6 мм. Канавки нетрудно выточить на токарном станке. В шкиве нужно сделать (можно выжечь) квадратное отверстие для вала со стороной 7 мм. Вал будет передавать вращение ведущему колесу, он круглый, длина его 100 мм, диаметр 10 мм. Оба конца вала сделайте также квадратными под отверстия в шкиве и ведущем колесе. Когда на валу будут сидеть шкив и колесо, закрепите их винтами М4 с шайбами.

Теперь переходим к более сложной части аквапеда - реверсу. Для него нужны три шестерни - большое коническое зубчатое колесо и две ведомые конические шестеренки. Самыми подходящими были бы шестеренки от обычной дрели, но у вас вряд ли найдутся две "лишние". Наверное, придется обратиться к взрослым токарям, чтобы они сделали вам коническую передачу с передаточным отношением 2:1.

Чертёж аквапеда

Ведомые шестеренки надо посадить на гребной вал совершенно свободно, чтобы они легко прокручивались. Конечно, передавать движение на винт они не будут, но между ними должны находиться две храповые полумуфты, которые соединены с валом через шпонку. Попутно одно замечание: выемку на валу под шпонку сделайте чуть длиннее (но не шире!) шпонки, чтобы муфты могли немного двигаться вдоль вала. Муфты подпружинены и стремятся войти в зацепление с шестернями. Однако сделать это одновременно они не могут. Например, ведущее колесо прокручивается влево. Значит левая шестеренка вращается от нас и входит в зацепление со своей храповой полумуфтой. В то же время правая шестерня крутится к нам. А так как зубья полумуфт расположены одинаково, то правая прощелкивает и трещит, как трещотка гоночного велосипеда. Когда ведущее колесо начнет вращаться в другую сторону, то уже правая шестерня начнет крутиться от нас и войдет в зацепление со своей храповой полумуфтой, а левая будет прощелкивать. В результате гребной вал будет вращаться постоянно И в одну сторону от нас, без видимых остановок.

Шкив, реверс и часть гребного вала надо поместить в корпус. Его можно сделать из фанеры или полотна, пропитанного эпоксидной смолой. Форма корпуса должна быть обтекаемой. Последнее требование относится но всем узлам. Поэтому винт надо заключить в предохранительное кольцо. Оно организует поток, заставляя струи воды течь в определенном порядке. Тем самым к.п.д. повышается до 30%. Состоит наше кольцо из заборного конуса. Он широкий и, если смотреть на него спереди, имеет форму эллипса. Внутрь он сходит на конус. Затем идет спрямляющий аппарат в виде четырех неподвижных лопаток - такие стоят даже на реактивных двигателях. Лопатки спрямляют поток и тоже увеличивают к.п.д. Следующая часть - цилиндрический канал, где находится винт и, наконец, обратный конус, цель которого - уменьшать потери на выходе расширяющегося потока воды.

Самый лучший шнур получается от обычной скакалки, а стремена - из ласт. Надо только отрезать их переднюю гибкую часть так, чтобы слегка высовывались пальцы. Концы шнура пропустить через пяточную часть наших модернизированных ласт, как показано на рисунке.

Изобретатель аквапеда придумал также оригинальный регулятор шага. Он представляет собой пластмассовую пластинку с четырьмя отверстиями. Через них пропускается шнур таким образом, что получается перехлест. Особенность этого замка в том, что во время плавания он держит шнур намертво, но стоит потащить пластинку рукой - она легко сдвинется с места.

И, наконец, последнее. Аквапед необходимо прикрепить к туловищу. Для этого к корпусу привинтите подложку из листа дюраля толщиной около миллиметра. Ширина 300, длина - 400 мм. Переднюю часть желательно свести на конус. По краям подложку подогните, чтобы она плотно и удобно прилегала к животу.

Аквапед легко сделать непотопляемым. Купите резиновую подушку, на краях подложки выбейте отверстия для ремешка и крепко привяжите (надутую, конечно) подушку. Теперь осталось найти широкий и прочный пояс, можно брезентовый, а лучше офицерский ремень. Выбейте два отверстия по краям подложки и для этого ремня. Теперь накрепко пристегивайте свой аквапед-поплавок - и в путь!

Л. РАТ0В, инженер

BACK