ТОЧНЫЙ КУРС ПРИ ЛЮБОМ ВЕТРЕ

ЮТ Для умелых рук 1990 №3

Судомоделями управляют по радио или по проводам. И тот, и другой тип связи требует сложных и дорогостоящих устройств. Попытку упростить, сделать управление более доступным широкому кругу моделистов предприняли юные техники из югославского города Загреба. В сущности, ничего нового они не изобрели, а приспособили широко известный всем четырёхзвенник. Давайте разберемся.

Авторулевой

На рисунке цифрами обозначены: 1 - нос, 2 - горизонтальная перегородка, 3 - киль, 4 - накладка, 5 - мачта, 6 - парус, 7 - корма, 8 - перо руля, 9 - палуба, 10 - тяга, 11 - петля и 12 - борт.


Перед вами модель спортивной яхты, у которой парус и руль связаны системой гибких тяг таким образом, что в каком бы направлении ветер ни дул (с правой, левой стороны или с кормы), механическое устройство так повернет перо руля, что модель курса своего не изменит. Вы можете убедиться в этом, применив устройство на своей модели или построив модель такой же яхты.

Корпус

Основной строительный материал - дерево. Детали 2-4, 7 и 9 следует вырезать из 3-миллиметровой фанеры. Их развертки приведены на следующей странице. Аккуратно перенесите контуры на фанерный лист и лобзиком выпилите заготовки. Края среза тщательно обработайте рашпилем и наждачной бумагой. Проверьте, точно ли прилегают друг к другу все сопрягаемые поверхности.

Брусок, из которого вытачивается деталь 1, подгоните под требуемые обводы.

Мачта и гик - деревянные стержни. Остругайте их острым ножом по указанным размерам. Диаметр мачты у основания 5 мм, а у вершины - 3 мм. Диаметр гика - 4 мм.

Сборка деталей производится на клею БФ-2 или эпоксидной смоле. Завершает работу покрытие корпуса 2-3 слоями масляного лака или олифы. Оно защитит его от влаги.

Парус выкраивается из тонкого шёлка яркой расцветки.

Стяжку четырёхзвенника производят капроновым шнуром. Его концы закрепляют на гике.

Петли, крючок на руле выполнены из стальной проволоки диаметром 1 мм. Перо руля - из жести.

Собранная модель дополнительной регулировки не требует. Смело пускайте ее в водоем и, установив курс, убедитесь, что никакой каприз ветра теперь его не изменит.

В. СТЕРЖНЕВ, инженер
Рисунки автора

BACKHOME