ПОПЛЫВЁМ НА... БУТЫЛКАХ

Левша 1995 №4

Оригинальное судно - плот, лодку или швертбот можно построить из обычных пластиковых бутылок от фруктовых и минеральных вод емкостью от 1,5 до 2 литров. На нём хорошо обучаться управлению и гребле в спокойной воде, спуску по течению реки, плаванию под парусом...

Бутылки для плота можно брать разные по длине, но одинаковые по диаметру. Количество их подсчитывают по закону Архимеда, исходя из веса пассажиров и груза, который возьмете в плавание. Если вы весите 50 кг, понадобится 25 бутылок емкостью 2 л и еще столько же для груза и веса конструкции судна. Всего, стало быть, 50. Это количество умножается на число пассажиров.

Из двух полотен сшиваем корпус плота. Пригодится любая прорезиненная ткань - детская клеенка (продается в аптеке), старый плащ типа болонья, ткань "серебрянка", военный плащ-палатка. Сойдет и промазанный резиновым клеем простой брезент или плащевая ткань. Полотна прошивают параллельными швами с расстоянием между ними,равным половине длины окружности бутылки (см. рис.). Эти трубы-оболочки и заряжают бутылками в шахматном порядке для жесткости конструкции- А чтобы она была еще прочней, используют бутылки разной длины, располагая их в соседних полосах горлышком к горлу. Затем наглухо зашнуровывают оболочку веревкой через отверстия на краях полотен. Веревка затягивается тканью на носу и корме плота, закрепляя бутылки внутри оболочки.

Плот из бутылок


Естественно, предварительно надо проверить бутылки на герметичность, опустив их на сутки с завернутой пробкой в бочку или ванную и придавив грузом. Если вода внутрь поступает, надо намазать горлышко резиновым клеем, закрутить пробку снова и еще раз погрузить в воду на сутки.

Сделав оболочку, необходимо придать жесткость конструкции с помощью каркаса, собранного из старых лыжных палок, алюминиевых трубок, деревянных реек или частей раскладушки (см. рис.).

Для каждого типа каркаса надо сделать развернутую проекцию оболочки и в местах сгиба пришить ленты с отверстиями для шнуровки. При сборке мешающие бутылки удалите.

На плоту можно соорудить простейший прямой или бермудский парус, поставить швертцы и руль.

Скорость плота за счет гидравлического сопротивления будет, конечно, небольшой. Быстроходнее лодка, корпус которой обтянут оболочкой, заряженной бутылками. На нее также ставится бермудский парус, швертцы, руль.

За счет уменьшения смачиваемой поверхности скорость у лодки, естественно, увеличится, а благодаря килю - удастся избежать и дрейфа от ветра.

Баллер руля, румпель и перо делают согласно рисунку. Швертцы укрепляют на поперечной планке. Подъём пера руля и швертцов осуществляется вручную с помощью веревочных тросов, пропущенных через блоки, на роль которых вполне сойдут катушки из-под ниток. Оси вращения швертцов и пера руля сделайте из латунной или медной проволоки.

Центр мачты надо расположить ближе к носу относительно геометрического центра лодки, а рейку с вращающимися на ней швертцами между пятой мачты и геометрическим центром ближе к мачте. Оптимальное их положение при ходовых испытаниях найдете, смещая поперечную планку со швертцами вдоль кипя лодки.

М. ДЫМОВ, инженер

BACK