ЭФФЕКТ Х

ЮТ 1980 №12

Модель катамарана с необычным движителемВ руках у Романа Ивановича Романова, эстрадного артиста, была модель катамарана. Две игрушечные лодочки соединял дюралюминиевый лист. На нём я заметил нехитрое механическое устройство: электрический моторчик, редуктор, на выходном валу которого был посажен небольшой маховик, шатун, кулиса и приводной вал. На конце приводного вала, за кормой катамарана, был размещён какой-то странный движитель - два пластмассовых стаканчика.

- И что, - спросил я Романа Ивановича, - вот эти стаканчики способны, подобно гребному винту, толкать модель вперёд?

- Не верите? Пошли испытаем в ванне.

Однажды Роман Иванович зачерпнул воду ведром, чуть-чуть приподнял его. Но что это? Какая-то сила толкнула руки в противоположную от донышка сторону. Проверил ещё раз. Результат тот же. Вытекающая из ведра вода создавала тягу, очень схожую с реактивной. Он решил, что этот эффект можно использовать для привода моделей в движение.

Он взял свой катамаран. Поставил его на воду. Включил тумблер. Заработал электрический моторчик, пришла в движение передача, а стаканчики стали качаться с небольшим размахом вверх-вниз. Попеременно, каждый из них полностью погружается в воду, а затем целиком выходит из воды. Модель поплыла, набирая скорость.

- Не сразу я додумался до этой модели. Долго ломал голову, как же перейти от эффекта с ведром на реальную модель. Вначале у меня был не катамаран, а лодка. На её корме установил колесо из пенопласта, в диаметрально противоположных точках которого закрепил стаканчики. Лодка плыла, но медленно - слишком большое сопротивление оказывало колесо. Да и плыла она не прямолинейно, а зигзагами.

Были ещё три промежуточные модели, которые имели те или иные недостатки. И вот этот катамаран. Мне кажется, что здесь удалось преодолеть многие технические противоречия. Качающиеся пластмассовые стаканчики меньше тормозят модель. Работают настолько эффективно, что создают больший упор, чем гребной винт, питающийся энергией от той же батарейки. Из этого можно сделать вывод, что коэффициент полезного действия движителя выше. Но это только у моделей. Для реальных морских или речных судов утверждать это не берусь. Вероятнее всего, этот эффект лучше проявит себя на малых скоростях.

Прощаясь, Роман Иванович обратился к вам, ребята, подумать и поискать ответы, объясняющие эффект, а также поэкспериментировать с необычным движителем. Размеры модели любой моделист может выбрать по своему желанию. Но советуем подойти к этой работе творчески, поразмыслить над своей конструкцией, ведь движитель можно установить на модели многими способами.

И последнее: хотелось бы получить от вас экспериментальное подтверждение определения коэффициента полезного действия движителя в сравнении с гребным винтом или водомётным движителем.

В. РОТОВ, инженер

Рисунки А. МАТРОСОВА

BACK