Эксперимент по раздаче планшетных компьютеров детям Эфиопии

Эмблема организации One Laptop Per Child - Компьютер каждому ребёнкуСмелый эксперимент, недавно проведённый организацией "One Laptop Per Child" ("Компьютер каждому ребёнку"), принёс очень обнадёживающие результаты. Эта организация просто взяла и бесплатно раздала каждому юному жителю двух Эфиопских деревень по планшетному компьютеру с предустановленным программным обеспечением.

Этот эксперимент должен был определить, смогут ли неграмотные дети, не видевшие ранее никаких букв и текстов, научиться читать самостоятельно, экспериментируя с планшетным компьютером, на котором было предустановлены обучающие игровые программы, книги, фильмы, мультфильмы и графические редакторы.

В качестве планшетного компьютера использовался компьютер Motorola Xoom, аккумуляторы которого заряжались от солнечных батарей (обращаться с зарядным устройством помогали взрослые жители деревни, которых обучили этому Эфиопские специалисты). Раз в неделю деревню посещал техник, копировавший содержимое карт памяти всех планшетных компьютеров, что бы исследователи могли узнать, как дети их использовали.

планшетный компьютер Motorola XoomНесколько месяцев спустя дети обоих деревень всё ещё не потеряли интерес к своим планшетным компьютерам, регулярно заряжали аккумуляторы. Обнаружилось так же, что дети распевали песню "Alphabet song", и им даже удавалось произносить отдельные слова. Один мальчик, игравший в обучающую грамотности игру, в которой были картинки с животными, умудрился открыть программу для рисования и написать в ней слово "Лев".

Этот эксперимент проводился в двух изолированных друг от друга деревнях, находящихся в 80 километрах от столицы Эфиопии города Аддис-Абеба. Одна деревня называлась Вонки, она располагается на краю вулканического кратера на высоте 3,3 километра; другая деревня - Волончети находится в Восточно-Африканской рифтовой долине. Дети этих деревень (а в эксперименте принимало участие около 20 детей 6-7 летнего возраста от каждой деревни) никогда раньше не видели печатной продукции, дорожных знаков, упаковок от товаров с надписями. Так же большинство взрослых жителей деревни никогда в своей жизни не видели никаких надписей.

В начале 2012 года сотрудники организации "Компьютер каждому ребёнку" раздали запечатанные коробки с планшетными компьютерами, не содержащих никаких инструкций, Эфиопским детям. По началу ожидалось, что дети будут только играться с красивыми коробками. Но не прошло и четырёх часов как, как один из детей не только открыл коробку и достал компьютер, но и включил его! Пять дней спустя каждый ребёнок в среднем в день запускал сорок семь приложений. Спустя две недели дети напевали песню "Alphabet song", а через пять месяцев им удалось включить встроенную в компьютер камеру, которая по ошибке была случайно отключена организаторами этого смелого эксперимента.

По умолчанию на компьютерах было установлено программное обеспечение предотвращающее изменения настроек рабочего стола. Каким-то образом детям удалось его обойти, и теперь рабочие столы на компьютере у каждого ребёнка стали выглядеть по-разному, каждый ребёнок настроил их по своему вкусу. То есть методом научного тыка детям, не умеющим читать, удалось влезть в настройки операционной системы и определить, какие из них отвечают за параметры рабочего стола. Это указывает на определённую креативность и творческий потенциал, развиваемый во время обучения.

Идея бесплатной раздачи планшетных компьютеров вне школы является новой для организации "Компьютер каждому ребёнку". До этого раздача компьютеров проводилась в контексте школьного обучения, когда компьютер являлся дополнительным инструментом для упрощения учебного процесса, детям в развивающихся странах бесплатно раздавались небольшие ноутбуки с усиленным корпусом, использующие зарядное устройство с мускульным приводом. Всего было роздано около трёх миллионов компьютеров детям из сорока развивающихся стран.

По сравнению с предыдущими акциями организации "Компьютер каждому ребёнку", бесплатная раздача планшетных компьютеров без каких-либо инструкций для бедных детей является более амбициозным проектом. В всём мире более ста миллионов детей не посещают учебные заведения, и единственный способ научить их читать, не привлекая для этого школу, учителей и учебники - это просто раздать им компьютеры. К тому же такой способ обойдётся очень дёшево. Ведь если дети сами научились читать, то они смогут читать, для того что бы и дальше учиться.

Конечно, пока ещё рано говорить о результатах эксперимента, но пока первые полученные результаты обнадёживают. Если финансирование проекта продолжится, то потребуется ещё полтора-два года, что бы точно выяснить, действительно ли дети могут сами научиться читать с нуля. Следующие эксперименты будут проведены в других деревнях.

BACK