МОТОР С... ТАБЛЕТКОЙ

Моделист-конструктор 1995 №7


Сложное положение с модельными микродвигателями в нашей стране, а также с трудом поддающееся объяснению, но весьма привлекательное стремление некоторых конструкторов-моделистов всего мира снабжать свои аппараты нетрадиционными моторами приводят иногда к очень интересным результатам. Журнал «Моделист-конструктор» старается знакомить своих читателей со всеми новинками в этой области. Так, мы неоднократно публиковали материалы по перспективным, получившим сегодня уже всеобщее признание двигателям, работающим на сжиженном углекислом газе. Не обходим мы и тему паровых машин, которыми, правда, занимаются в основном судомоделисты.

Сегодня мы знакомим приверженцев «пароходов» с занятной конструкцией, эскизы которой в редакцию прислал из города Симферополя В. Абрамов, методист Крымской облСЮТ.

Поршневая паровая машина с качающимся цилиндром:

Чертёж паровой машины с качающимся цилиндром

1 - патрубок впуска пара (медная трубка, паять в отверстии В детали 2; аналогичный патрубок паять в отверстии Г выпуска пара), 2 - рама двигателя (стальной лист толщиной 4 мм), 3 - гайка М4, 4 - пружина прижима пластины 6 к раме 2, 5 - ось качания цилиндра (стальная проволока диаметром 4 мм с резьбой М4), 6 - пластина (бронза, паять на детали 16), 7 - маховик, 8 - ось кривошипа (стальная проволока диаметром 4 мм), 9 - бронзовая втулка-подшипник, 10 - палец кривошипа (стальная проволока диаметром 4 мм, прессовать в детали 11), 11 - щека кривошипа (стальной лист толщиной 5 мм, прессовать и заклепать на детали 8), 12 - пластина балансира, 13 - шток поршня, 14 - нижняя крышка цилиндра с направляющим отверстием под шток поршня (выполнить четыре отверстия диаметром 2 мм для продувки подпоршневого пространства), 15 - поршень (подогнать к внутреннему размеру цилиндра, выполнить две уплотнительных канавки в соответствии с рисунком), 16 - цилиндр (металлическая трубка диаметром 16 х 1 мм длиной 50 мм), 17 - верхняя глухая крышка цилиндра (паять в детали 16 после сборки, как и деталь 14).

Внизу показана призма, устанавливаемая вместо пластины в соответствии с рекомендациями книги «Техническое творчество».

Построенная им паровая машина легко воспроизводима практически в любых условиях. Её достоинство - отсутствие сложных, требующих прецизионной обработки и сборки элементов распределения впуска и выпуска пара из полости рабочего цилиндра. Основные требования, предъявляемые к качеству изготовления узлов этого двигателя,- лёгкость хода всех движущихся деталей, отсутствие заеданий, а также хорошая подгонка поршня к рабочей поверхности цилиндра.

Особо внимательно нужно отнестись к притирке трущихся плоскостей припаянной к цилиндру пластины и рамы в зоне впускных и выхлопных отверстий. Здесь можно рекомендовать решение, предложенное в книге «Техническое творчество» (издательство «Молодая гвардия», Москва, 1956 год), где были опубликованы чертежи и описание именно такой конструкции (лишь немного меньших размеров и работающей на сжатом воздухе). Там на цилиндр напаивалась не просто пластина, а специальная призма, имеющая два сравнительно узких, разнесённых по высоте пояска трения. Это обеспечивает не только улучшение притирки и меньшие механические потери, но и более качественный прижим зон, выполняющих функции золотника и находящихся под влиянием давления пара (чем больше давление, тем сильнее должны быть сжаты трущиеся детали).

Данная паровая машина может устанавливаться на модели судов в любом положении, удобном для компоновки. Передача вращающего момента - резиновым пассиком или с помощью шестерён; в зависимости от этого за маховиком на валу закрепляется шкив или шестерня.

Такой паровой мотор неплохо работает при питании его от спаянной жестяной баночки-котла, нагреваемого таблетками сухого спирта. При этом, однако, необходимо строго соблюдать правила безопасности, предъявляемые к парообразующим установкам среднего давления.

BACK