ПЛАВНИК ВМЕСTO ВИНТА

ЮТ 1982 №11

Каждый из вас знает, что такое ласты, может, даже и плавал с ними. Изобретатель Т. Ахмедов решил сделать подводный катамаран с ластом, похожим на хвост кита в роли движителя. И вот что у него получилось. Посмотрите на рисунок: перед вами модель такого катамарана.

fin as screw propeller

Корпус модели выполнен из двух поплавков. В носовой части корпуса установлены рули. С их помощью можно регулировать глубину погружения модели или пустить ее под водой горизонтально. Модель приводит в движение механический привод. Он состоит из кривошипно - коромыс-лового механизма, полиспаста, гибких тяг и резиновых жгутов.

Познакомимся с моделью подробнее. На рисунке цифрами обозначены: поплавки корпуса модели - 1, рули - 2, передняя ось -- 3 с четырьмя роликами полиспаста - 4, промежуточная ось - 5 с двумя роликами полиспаста - 4, кронштейн - 6, коленчатый вал - 7, задняя ось - 8, плавниковый стебель - 9, плавник - 10, упоры - 11, втулка - 12, шатун - 13, подшипники - 14, резиновые жгуты - 15 и гибкие тяги - 16.

Сначала из плотного пенопласта вырежьте цилиндр диаметром 30 мм и высотой 300 мм. Теперь его надо аккуратно разрезать по продольной оси пополам. Острым ножом остругайте концы заготовок так, чтобы они имели обтекаемую форму. Получились два поплавка - они и образуют корпус катамарана. Передняя, промежуточная и задняя оси, кронштейн и коленчатый вал (радиус колена 5-7 мм) имеют одинаковую длину - 100 мм. Лучше всего их сделать из стальной проволоки диаметром 4 мм. Дополнительную прочность трем перечисленным осям придают латунные втулки с внутренним диаметром лишь на 0,2 мм больше диаметра осей.

Обратите внимание на рисунки, где показаны способы крепления плавникового стебля и крючков кронштейна. Коромысло, шатун и плавниковый стебель следует припаять для большей прочности оловом к коротким втулкам. Крючки к кронштейну вначале прижимают несколькими витками медной проволоки диаметром 0,2 мм, которые затем надо тщательно пропаять оловом.

Резиновые жгуты работают на растяжение, поэтому их длина подбирается только после окончательной сборки корпуса- Рыболовная леска диаметром 0,7- 0,8 мм послужит в качестве гибких тяг.

Плавник вырежьте из листа жести размером 120X80 мм. Заготовку надо согнуть вдоль продольной оси пополам, сделать два выреза, а края закруглить, придав вид плавника.

Механический привод работает следующим образом. Вначале резиновые жгуты 15 снимите с крючков кронштейна 6. Гибкие нити 16 намотайте на коленчатый вал 7. После этого резиновые жгуты надо растянуть, пропустить через ролики 4 и закрепить на кронштейне 6. Плавниковый стебель 9 удерживают пальцами от поворачивания. Модель подводного катамарана погрузите в воду на глубину до 50 см и отпустите плавниковый стебель.

В. КРИВОНОСОВ, инженер

Рисунки автора

BACKHOME