АКВАПЕД

ЮТ Для умелых рук 1972 №3

АквапедУговоримся сразу: плавать вы умеете и глубины не боитесь. Однако вам хочется плавать быстрее, чем позволяет невооруженные руки и ноги или даже ласты. Тогда возьмитесь за постройку аквапеда - водного велосипеда. Он развивает скорость 6-8 км/час. С его помощью можно долго плыть, не ощущая усталости.

Аквапеды бывают одновинтовыми И двухвинтовыми. Одновинтовые гораздо проще, их легче изготовить. Но при вращении винта в воде сам аквапед стремится вращаться в другую сторону. На гашение вращательного момента пловцу приходится тратить много усилий. Двухвинтовые аквапеды имеют два одинаковых винта, которые крутятся в разные стороны. Вращающие моменты винтов равны и направлены навстречу друг другу, они гасят друг друга.

Двухвинтовой аквапед предлагаемой конструкции весит около 7 кг. Оказавшись без седока, он не может утонуть; он имеет "положительную плавучесть", хотя и небольшую. Плавучесть достигнута тем, что все части его рамы, сделанной из легких дюралевых трубок внешним диаметром около 18-25 мм, полностью герметичны. Кроме того, к раме прикреплены поплавки (19 и 20, см. чертеж), спаянные, например, из консервных банок. Объём поплавков зависит от веса конструкции, он подбирается так, чтобы аквапед плавал на воде почти горизонтально, немного приподняв переднюю часть.

Аквапед

Узел I - главный, он передает движение от педалей к винтам. Чтобы не возиться с изготовлением конических шестерен, можно использовать механизмы двух старых дрелей. Ось большой конической шестерни 4 удерживается подшипником 1, который надо выпилить из стали. Корпус 3 крепится к раме 2 винтами М5. Для того чтобы через отверстия креплений вода не попадала внутрь трубок рамы, под головки винтов следует подложить резиновые шайбы. Такие же шайбы подкладываются и под гайки. Подшипник 1 также закрепляется в корпусе 3 винтами М5. Если вы решите делать раму из трубок большого диаметра, их нужно будет слегка сплющивать в месте крепления корпуса 3, чтобы зацепить две большие конические шестерни 4 с коническими шестеренками 5 меньшего диаметра. Эти шестерни вращаются в разные стороны.

Передняя шестеренка 5 штифтом закреплена на оси 7 - длинном стержне из стали или дюралюминия диаметром 10 мм. Ось 7 свободно вращается в сквозном отверстии подшипника 1 и в оси-трубке 6, также стальной.

Задняя шестеренка 5 припаяна тугоплавким припоем или приварена торцом к оси-трубке 6. Внутренний диаметр этой оси должен быть около 12-14 мм, чтобы ось 7 могла легко вращаться в трубке. Внешний диаметр оси-трубки 14-18 мм.

Шестерни 4 надеты на винты, ввернутые в подшипник 1. К шестерням прикреплены винтами или приварены педали от какого-либо велосипеда, например "Орленка". Планки педалей надо слегка отогнуть молотком в тисках, чтобы увеличить расстояние между педалями.

Винтовой узел II включает два гребных винта с двумя, тремя или четырьмя лопастями в каждом. Лопасти делаются из листового дюралюминия толщиной 1,5-2,5 мм. Они крепятся винтами на втулках 10 и 11, выточенных из дюралюминия, под углом 60° к оси втулки. Лопасти винтов следует опиливать все сразу, сложив заготовки в пакет.

Обратите внимание на подшипник 9. Делать его надо из листовой латуни или бронзы; в нем должна свободно вращаться ось 6. Подшипник 9 закрепите на трубках рамы 2 хомутовыми зажимами. Малый подшипник 12 - это кольцо из латуни или бронзы, впрессованное в ось-трубку 6; в этом подшипнике свободно вращается ось 7.

Втулки 10 и 11 крепятся на осях 6 и 7 штифтами или винтами. Для фиксации расстояния между винтами (100 мм) устанавливается кусок трубки. Другой конец оси 6 фиксируется скобой-упором в месте, где к оси прикреплена шестеренка 5.

Соединение двух половин аквапеда - III и IV - разъемное: трубки рамы 2 и 13 просто связаны. Это сделано для того, чтобы можно было подгонять размеры аквапеда к росту пловца, а также быстро разбирать аквапед на две составные части для транспортировки.

В узел IV входит седло 14, выгнутое из тех же трубок, из каких сделана рама. Перед выгибанием трубки под седло нужно заполнить ее мелким песком и слегка нагреть. Концы трубки для герметизации сплющены.

Место крепления седла на раме определяется соответственно росту аквапедиста.

Горизонтальный руль аквапеда (узел V) расположен впереди. Он состоит из пера 17, оси 18 и перекладины 15; ось и перекладина сделаны из таких же дюралевых трубок, что и рама. В верхней части ось 18 имеет хомутик, который удерживает перекладину 15. Узел IV легко разбирается: перекладина 15 вынимается из хомутика, и тогда ось свободно извлекается из втулки 16 вниз. Втулка 16 похожа на катушку, сделана из дюраля или пластмассы. Расстояние между щечками втулки примерно равно диаметру труб рамы.

Втулка 16 охвачена приплюснутой изнутри трубкой рамы 13 и тем удерживается в раме.

Перо руля 17 вырезано из листа дюралюминия толщиной 1,5 мм и приклепано к оси 18.

К передней половине рамы также прикреплены поплавки, спаянные из консервных банок (узел VI). Они держатся

на раме алюминиевыми хомутиками или резиновыми кольцами, отрезанными от автомобильной камеры.

Размеры всей конструкции, как и расположение седла, мы не уточняем. Они зависят от роста аквапедиста.

Аквапедист начинает осваивать машину, вооружившись маской и дыхательной трубкой, которые ему понадобятся для наблюдений за подводными жителями. Поскольку на большой скорости резко увеличивается охлаждение тела, мы советуем надеть простейший гидрокостюм мокрого или сухого типа, например из детской клеенки или полиэтилена.

Водный велосипед нетрудно превратить в подводный. Можно, например,

добавить вертикальный руль или, отказавшись от всяких рулей, управлять движением только с помощью тела и рук. В этом случае рама крепится к телу быстро отстегивающимся поясом.

Подводный вариант можно рекомендовать только лишь опытным аквалангистам.

Л. АФРИН
Разработка автора

BACKHOME