ЛЕТОМ НА ВОДЕ

Наука и Жизнь 1975 №7

Где бы ни проводила летние каникулы детвора, в пионерском лагере, на даче или в деревне, её как магнитом тянет к воде. Ребята часами плескаются, играют, плавают. Пребывание в воде можно сделать ещё более интересным и полезным. Всевозможные соревнования, аттракционы с использованием самодельной водной техники помогут быстрее научиться плавать, стать сильными и ловкими. Конструкции для таких аттракционов просты, многие из них ребята с помощью взрослых быстро могут сделать сами.

САМ СЕБЕ БАЙДАРКА

Из дерева сделайте два весла. Затем возьмите лист водонепроницаемого материала (фанера - водостойкая или хорошо прокрашенная, жесть, дюраль) и сверните из него цилиндр длиной порядка 750 мм и диаметром 300 мм. Из того же материала вырежьте два торцевых диска с отверстиями для весел. Диски наденьте на весла, а торцы весел соедините легкой втулкой. Затем всю конструкцию нужно собрать и герметизировать места соединений битумом. Плавательный снаряд готов.

Поплавок-шар с вёслами

Поплавок-шар с вёслами.

Перед нами лодка, правда у нее нет корпуса - его заменяет сам пловец. Берите снаряд в руки и смело идите в воду. Полый цилиндр - отличный поплавок, он хорошо будет держать пловца на воде.

Весло-поплавок

Весло-поплавок способно выдержать нагрузку до 100 кг, маневренность его хорошая. Однако, как показал опыт, лучше, если поплавок будет не цилиндрическим, а иметь форму шара с тем же объемом (около 10 литров). Изготовить его труднее, но если есть возможность сделать его из пенопласта, то работа не займет много времени. Ходовые качества снаряда с шаровым поплавком заметно улучшатся.

В ПОМОЩЬ ЛАСТАМ

Как бы вы хорошо ни плавали, скорость возрастет, если на ногах ласты. А что, если и в руки взять какое-нибудь приспособление? Например, палки с лопастями? Получится что-то вроде лыж с палками, но только на воде. Такой курьезный снаряд можно сделать для водного праздника в пионерском лагере и устроить состязание в скорости.

Палка с лопастями

На рисунках показано, как работает палка с лопастями. Вверху: холостой ход. палка идет вперёд, лопасти сложены. Внизу: рабочий ход. пловец подтягивает палку к себе, лопасти раскрываются.

Палки для плавания изготовляются так: возьмите четыре дюралевые пластины размером около 200X300 мм. Соедините их длинные стороны спиралью из проволоки. В спираль вставьте металлический стержень так, чтобы он прошёл сквозь конец палки - он закрепит к ней лопасти. Теперь в краях лопастей проделайте по отверстию, просуньте в них шнур и закрепите его концы на створке и на палке. Длина шнура должна быть такова, чтобы раскрытые створки образовывали угол не более 70°.

Для овладения снарядом вначале нужно немного потренироваться. Войдите в воду, достигнув достаточной глубины, ложитесь на спину и выбрасывайте руки с палкой за голову. Потом подтягивайтесь. За счет сопротивления раскрывшихся створок вы будете продвигаться вперед. Затем снова толкайте снаряд вперед, он идет легко, так как створки при этом складываются, и снова подтягивайтесь.

Если ограничительный шнур перенести по другую сторону створок (для этого их нужно передвинуть выше), то тогда палки можно будет держать не за головой, а у ног, и не подтягиваться, а, наоборот, отталкиваться. При этом длину шеста лучше немного увеличить. Скорость пловца с ластами и палками будет больше, чем если бы он плыл только с ластами.

Следующие две конструкции более серьезны, сделать их можно в кружках или с помощью взрослых.

НАСОС-ТОРПЕДА

Этот плавательный снаряд работает по принципу насоса, правда, не совсем обычного: перемещается в нем не поршень, а корпус.

Схема насоса-торпеды

Схема насоса-торпеды: 1 - конический поршень, 2 - крыло. 3 - вырезы для ног, 4 - корпус, 5 - заборный клапан, 6 - шток, 7 - рукоятка, 8 - - направляющая втулка.

К корпусу (длина около полуметра), сделанному, например, из листа кровельного железа, крепятся пенопластовые или деревянные плавники с вырезом для ног. Внутри цилиндра-корпуса (внутренний диаметр 120 мм), закрытого со стороны штока днищем со всасывающим клапаном, а с другой стороны - днищем с сопловым отверстием, свободно перемещается удлинённый (длина 500 мм) конический полый поршень. Его можно сделать также из жести. Угол конусности корпуса-сопла порядка 20°. Поршень основательно крепится на штоке с помощью крестовин-стоек. Шток проходит через отверстие цилиндра и направляющую втулку. Шток можно сделать из прутка или трубки, на его свободном конце рукоятка.

Пловец в положении на спине вставляет ноги в прорези плавников, руками берется за рукоятку. Когда ноги сгибаются, полый поршень как бы выдвигается за плавники. Корпус заполняется водой, которая поступает через открывшийся клапан и через сопло. Достаточно теперь с силой выпрямить ноги, как давление воды в корпусе закроет клапан и вода начнет с большой скоростью вылетать через сопло. Реактивная сила продвинет пловца вперед. Так, сгибая и разгибая ноги, он приведет в движение торпеду.

Хитрость в устройстве одна - хвост поршня непременно должен выступать за край цилиндра-корпуса, иначе пропадет тяга, так как выходная струя тогда будет заполнять пространство между цилиндром и конусом.

Насос-торпеда такой несложной конструкции в состоянии сообщить пловцу скорость в несколько раз большую, чем. если бы он плыл обычным способом.

ВОДОМЕТНЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Вот еще одно устройство, также использующее реактивную тягу. Оно предложено ленинградцем В. Шейнфинкелем и отдаленно напоминает велосипед. Здесь также рама, две педали, нет только цепи и колес. Зато руки пловца остаются свободными.

Схема водомётного велосипеда

Схема водомётного велосипеда: 1 - металлическое кольцо, 2 - направляющая стой ка, 3 - резиновый рукав, 4 - ролики, 5 - рычаги, 6 - педали, 7 - ремешки педалей, 8 - каретки, 9 - направляющая втулка.

Водомётный велосипед устроен следующим образом. Концы рукава из армированной тканью резины надеты на два кольца, соединенные двумя направляющими стойками. Между кольцами по стойкам скользит каретка, на которой смонтированы поворотные рычаги, а на них педали и удлиненные ролики. Движитель на трубчатой раме через шарнирный замок крепится к поясному ремню пловца. Когда пловец сгибает ноги в коленях, он носками тянет ремешки педалей и поворачивает при этом рычаги каретки. Рычаги поворачиваются на шарнирах, и вместе с ними отходят от рукава ролики.

Освобождённый рукав под действием упругости резины принимает цилиндрическую форму и наполняется водой. Отклонение рычагов с роликами не беспредельно - оно ограничено корпусом каретки. Корпус каретки по двум направляющим стойкам идет вверх. Когда ноги выпрямляются, ролики сходятся, пережимая рукав в верхней точке, и прокатываются по нему, выталкивая воду. Этот узел напоминает отжимные валики стиральной машины.

При каждом движении ног вверх-вниз из рукава выталкивается полный объем воды. Выталкиваемая с силой вода и движет вперед пловца.

Замок-шарнир позволяет, выходя из воды, откинуть устройство вперёд или назад или совсем отсоединить его от рамы. Расстегнув ремень, легко снять и раму. Для тех, кто пожелает самостоятельно сделать водомётный велосипед, сообщаем технологические данные. Диаметр рукава 70-85 мм, длина 750-800 мм. Такую же длину имеют и обе направляющие стойки. Ими могут служить алюминиевые, заглушённые трубки диаметром 15-25 мм. Из заглушённых трубок делается и рама. Трубки одновременно служат поплавками, призванными уравновесить в воде вес всей конструкции, так, чтобы плавучесть снаряда была близка к нулю. Если нулевая плавучесть не обеспечена, необходимо увеличивать диаметр трубок, либо вводить дополнительные поплавки, например, под педалями. Каретку и втулки лучше всего делать из алюминия. Ролики изготовить пустотелыми или из пористого пластика.

Водомётный велосипед также в несколько раз увеличивает скорость пловца.

П. ПЕТРОВ

BACKHOME