ПАРОРЕАКТИВНЫЙ НА КОРАБЛЕ

Моделист-конструктор 2003 №12

Каждому, кто делал модели кораблей с электроприводом, не понаслышке знакомы проблемы, связанные с источниками электропитания. Приходится часто обновлять батарейки, а ведь стоят они вовсе не дешево. Отсюда и тот неослабный интерес, который проявляют моделисты к идее замены электропривода. Например - на... паровой, для работы которого никакого электропитания не требуется.

Мне, считаю, повезло: перелистывая библиотечные подшивки журналов, прямо-таки чудом наткнулся на статью «Пароход со свечой», опубликованную в №8 «Моделиста-конструктора» за 2000 год. Однако слепо копировать излагавшиеся там технические решения не стал. Да и конкретные условия, имевшиеся в моем распоряжении материалы и оборудование требовали несколько иного подхода к осуществлению задуманной идеи - установке усовершенствованного парового двигателя на модель катера береговой охраны.

Парореактивный двигатель на модели катера береговой охраны (дымовая труба условно не показана):

image

1 - корпус модели катера; 2 и 12 - основное и дополнительное котельные отделения; 3 - кольцевой водовод; 4 - фитиль; 5 - топка; 6 - паропровод; 7 - поворотное сопло; 8 - фторопластовая втулка; 9 - рулевое устройство; 10 - теплоизоляционная обечайка (консервная банка, выложенная изнутри асбестом, с верхним прямоугольным отверстием для дымовой трубы и круглыми нижними - для подачи топлива с последующим притоком воздуха); 11 - котёл; 13 - ватерлиния; 14 - дополнительный котёл; узел с лет. 3,6 и 11 (в сборе)- от мотор-компрессора бытового холодильника.

Как и описанный в журнале прототип, предлагаемый мною двигатель содержит в своём составе нагнетательный паропровод. Но соединен он с верхней частью настоящего, а не псевдокотла. Котел обязательно снабжается теплоизоляционной обечайкой.

Забортная вода в котел подводится снизу при помощи кольцевого водовода и подогревается до кипения пламенем свечи (лампады), устанавливаемой в своеобразной топке. Образующийся пар поступает в нагнетательный паропровод, который заканчивается под днищем кормы, на месте гребного вала. Корабль движется за счет реактивной энергии струи пара, вырывающегося из выходного отверстия паропровода и направляемого в поворотное сопло, управляемого рулевым устройством.

Для стабильной работы такой системы необходимо соблюдение следующих условий. Всасывающий конец водовода располагается ниже выхлопного конца паропровода на 30-40 мм. Нижняя треть котла не должна находиться выше уровня ватерлинии. Крайне желательно, чтобы диаметр у водовода был вдвое меньше, чем у паропровода.

Готовый «паровой котёл» с трубками можно обнаружить, если вскрыть корпус мотор-компрессора старого холодильника. То, чему предстоит стать водоводом, надо изогнуть кольцом, а конец вывести под киль. На этом кольце надежно повиснет бачок-котел и удобно разместится жестяная крышка - топка со свечой (лампадой).

Удобной заготовкой для обечайки котла послужит консервная банка, если её изнутри покрыть листовым асбестом. Последний надо скрепить с жестяной основой проволокой и пропитать жидким стеклом (канцелярским клеем). В обечайке необходимо предусмотрительно сделать верхнее прямоугольное отверстие для дымовой трубы, а также несколько круглых нижних - для подачи топлива и последующего обеспечения притока воздуха. Устойчивое горение свечи в топке призван обеспечить непадающий фитиль - полоска плотной хлопчатобумажной ткани, прошитая стальной проволокой.

Для корректировки курса парохода не поленитесь сделать рулевое устройство с поворотным соплом, управляющим реактивной струей.

Конструкция модели позволяет вести ее дальнейшее совершенствование. При соответствующей сноровке можно, например, поставить и второй паровой котел, тем более, что соответствующее отделение для него в модели уже предусмотрено. Правда, поворотное устройство тогда нужно устанавливать на каждое сопло.

Ну а если снабдить подобную самоделку, скажем, грот-мачтой, бизань-мачтой и навесным килем, то можно получить массу удовольствий от необычной модели парусно-парореактивного судна.

В.ЗОРИН, г. Краснодар

BACKHOME