АКИ ПОСУХУ

Изобретатель и рационализатор 1992 №4

Поставьте корабль на колеса, и он покатит с огромной скоростью по любому мелководью и волнам.

just like on the land

Таким представлял себе судно на колёсах автор изобретения И. Подорванов в 60-х годах. Впоследствии он изменил и форму судна, и конструкцию колёс. Но это уже "ноу-хау".

Изобретатель из Подмосковья В. Подорванов разработал новый движитель для судна, способный ходить и по суше. Воздушная подушка и экраны, подводные крылья и глиссеры - как только ни стараются повысить скорость передвижения по воде. В большинстве случаев цель достигается увеличением затрат энергии, горючего. Некоторые из предложенных транспортных средств не пригодны для мелководья, усложняют конструкцию и эксплуатацию судов.

Как-то, еще в пятидесятых годах, В. Подорванов наблюдал любопытную картину. Сидя на берегу реки, он умудрился так крутануть небольшое бревнышко, что оно покатилось по поверхности воды, причем, пока крутилось, практически целиком вылезло наружу. На него действовала выталкивающая сила. А если попробовать с металлическим цилиндром?

Подорванов провел испытания в Военно-инженерной академии, где тогда служил, затем, многолетние, в ЦНИИ им. Крылова. Установил, что при увеличении скорости движения гидродинамическое сопротивление свободно катящегося цилиндра остается близким к постоянному, почти не увеличиваясь. Между тем при всех других видах движения по воде сопротивление резко увеличивается при ускорении (в квадратичной и более высокой зависимости).

При движении на высокой скорости по волнам ударные нагрузки также уменьшаются по сравнению с остальными видами движения, так как колеса как бы скользят по гребням волн. Значит, если мы поставим корабль не на крылья, а на свободно вращающиеся на осях колёса, он не только будет легко катить по мелководью, но и по волнам (исключая, конечно, сильный шторм). На колесах же он и на берег вылезет, никакие порты не понадобятся И волнение его не устрашит.

Итак, Подорванов предлагает установить судно на четыре цилиндра. Корпус целиком поднят над водой и её поверхности не касается, хотя, конечно, обладает плавучестью и имеет обтекаемую форму. Тягу может создавать либо реактивный двигатель, либо пропеллер. Оси колёс стоят на амортизаторах. Развив достаточную скорость, сначала разогнавшись на берегу или по мелководью, оно выйдет из воды и станет на колёса (они, кстати, могут быть подъёмными: разгонится судно на воде, а потом, опустив колеса, поднимется на них).

...Катится корабль по воде, будто по твердой дороге. Причем с огромной скоростью (Подорванов подсчитал - до 200 км/ч), в некоторые моменты даже отрывается от воды, скачет по ней, как камушек. Пассажиры, однако, этих скачков почти не заметят. Снижению колебаний будут способствовать и стабилизаторы, установленные на судне, и амортизаторы на колесах.

На больших скоростях или при волнении обычный корабль зарывается в воду то носом, то кормой, при этом сопротивление движению резко увеличивается. А судно на колёсах будет рикошетом отскакивать от волн, так что ни одна палубу не захлестнет.

Испытывая модели судна, Подорванов установил интересный факт: оказывается, если на колёсах в торцах ободов сделать цилиндрические выступы, то подъемная сила, выталкивающая их из воды, увеличивается. Выступы, входя в воду, образуют мощные струи, которые увеличивают подъемную силу и как бы дополнительно раскручивают колеса.

Модель судна разгонялась по суше, затем катилась по воде, по волнам, мелководью. Опыты полностью подтвердили теоретические расчёты автора. Теперь требуются другие, более масштабные, натурные испытания на натуральных образцах судов такого типа.

Долгое время качение по воде на колесах не находило понимания у специалистов, казалось экзотичным. Однако оставался настойчивым Подорванов и добился-таки своего. Положительные заключения о его работах дали Институт гидродинамики СО АН СССР, Московский институт водного транспорта, Министерство речного флота СССР. Институт проблем механики АН СССР и, что самое интересное, конкурент, ЦКБ судов на подводных крыльях из Нижнего Новгорода. Отмечали, что режим качения по воде наиболее экономичен, перспективен, создаёт возможность использовать экранный эффект (для этого надо установить на судне специальный экран), позволит резко увеличить скорости движения по воде, работать и на реках, и на морях, не требуя устройства портов с углублённой акваторией. Такое судно может пройти по мелководью, по болоту и т. д.

Нужно ли объяснять, почему суда на колесах никто пока не изготавливает, несмотря на все эти авторитетные заключения? Так что, деловые люди, поторопитесь!

О. СЕРДЮКОВ

BACK