ПУСТЬ ЧИТАТЕЛИ... РАССУДЯТ

ЮТ 1993 №11-12

Вспоминается случай, когда в далёкие школьные годы в курсе химии автор этой статьи "проходил" коллоидные растворы. В памяти отложилось явление, связанное с образованием агрегатов молекул - мицелл, приобретающих электрический заряд, противоположный по знаку ионам в окружающем электролите. Не осталось без внимания другое явление - поднятие уровня жидкости в тонких капиллярах. И тут мелькнула догадка: что, если использовать оба эти явления для получения химического источника электроэнергии? Идея была проста и в то же время оригинальна: опустить в коллоидный раствор очень тонкие капилляры, такие, чтобы в них не могли проникнуть более крупные мицеллы... Беспрепятственно осуществлялся лифт "жидкой" части раствора вместе с ионами благодаря капиллярному давлению. Последнее должно было послужить сторонней силой, "растаскивающей" прежде уравновешенные заряды и создающей на металлических наконечниках разность потенциалов, способную вызвать электрический ток во внешней цепи. Сказано - сделано. Взгляните на рисунок 1. В качестве блока капилляров был использован фитиль 1 от керосиновой лампы, на концы которого плотно насажены обоймы 2 из тонких медных пластин. К ним присоединены изолированные проводнички. Фитиль наполовину погружен в стеклянную банку с электролитом 4. Его состав - раствор мыла с добавкой столовой поваренной соли. К проводникам подключался измерительный прибор 5 со шкалой до 0,1 мА. При первом погружении в раствор нижней части фитиля прибор сильно зашкаливал, но через некоторое время на более умеренных величинах показания его стабилизировались. Сила тока несколько возросла при увеличении глубины погружения, а вот при "закручивании" электролита, создающем течение вокруг фитиля, ток немного уменьшился. Спустя некоторое время в электролите образовались хлопья, немылкие на ощупь,- ток сильно ослабел.

Схема эксперимента по созданию химического источника электроэнергии

Спустя некоторое время опыт был модифицирован. Появилась примерно такая установка, как на рисунке 2. Здесь в такой же электролит помещалась медная трубка 1, окружённая чехлом 2 из пергаментной бумаги: швы чехла склеивались канцелярским клеем. Чехол должен был служить полупроницаемой мембраной, доступной для ионов раствора и не пропускающей мицеллы. Поверх чехла наматывалась токосъемная спираль 3 из голого медного провода. Такая конструкция давала ток вдвое больший, чем в первом случае, а при "шевелении" в электролите ток возрастал еще раза в полтора. Результат был достигнут.

Ограниченность домашней экспериментальной базы позволила коснуться лишь качественной стороны ожидаемого результата. Впоследствии автор стал специалистом в области, довольно далекой от химии, и вернуться к идее школьной поры как-то не представился случай. Возможно, читатели журнала помогут решить вопрос: верна ли идея в принципе, или полученный в опытах эффект является следствием совсем иных электрохимических процессов?

Ю. ГЕОРГИЕВ, инженер

От редакции. Как бы ни решился этот давний вопрос, эксперименты дают еще один любопытный побочный эффект, который может найти практическое применение. Дело в том, что в опытах согласно рисунку 1 использовались медные, покрытые налётом окиси пластинки; примерно через час работы "источника тока" нижний токосъемник полностью очищается от оксидов, его поверхность становится зеркально гладкой и приобретает ярко-красный, "настоящий" медный цвет.

Аналогично без использования внешних источников и механической обработки абразивами можно подготовить поверхность изделий из меди для последующего лужения, нанесения других видов защитных или декоративных покрытий.

BACK