МАЛОШУМНЫЙ ВНТИЛЯТОР

ЮТ Для умелых рук 1976 №2

Вот мимо вас проехал автомобиль - в нем вентилятор охлаждает мотор. Вы зашли в магазин - там зимой в дверях вас встретил теплый поток воздуха, а летом с потолка повеял прохладный ветерок. Это все работа вентилятора. Он - и в холодильных установках, и в кондиционерах. Он охлаждает различную радио- и электронную аппаратуру, помогает нам дома.

Все вентиляторы, которые вы могли видеть, наверное, показались вам очень простыми. Ведь не трудно сделать две-три изогнутые лопатки. И все же, если сделать их неправильно, то вентилятор сразу приобретет скверный характер: он будет гнать меньше воздуха и шумно работать.

Несколько лет назад инженеры Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) разработали такую форму лопаток, при которой вентилятор становится малошумным. Рабочее колесо - крыльчатка при этом очень просто в изготовлении. Оно выполняется из листового материала. Металлический лист удобен и при ручном изготовлении деталей, и в промышленном производстве. Он легко поддается выколотке и штамповке.

Такой вентилятор вы можете изготовить для комнатных кондиционеров, для оконных и настольных вентиляторов, для охлаждения или обогрева различной аппаратуры.

Перед вами общий вид малошумного вентилятора ЦАГИ (см. рис. 1). Он состоит из электродвигателя, корпуса и рабочего колеса (крыльчатки). Вентилятор можно сделать и без корпуса. Но тогда он будет давать не такой мощный поток воздуха. Диаметр вентилятора может быть до 400 мм.

fan

Если у вас есть электродвигатель и вы знаете его максимальное число оборотов, то по графику (рис. 2) вам нетрудно определить, какого максимального диаметра вы можете сделать вентилятор.

Итак, вы решили изготовить вентилятор. Имейте в виду, что шум всей установки складывается из шума электродвигателя и крыльчатки. Так что если вы хотите получить малошумный вентилятор, то выбирайте и малошумный электродвигатель.

Крыльчатка вентилятора изготовляется из металлического, дюралюминиевого или стального листа. Толщина листа выбирается в зависимости от диаметра крыльчатки в пределах 0,5-2 мм. Чем больше диаметр крыльчатки, тем толще следует брать лист.

Сперва сделайте развёртку крыльчатки. Размеры этой развертки приведены на рисунке 3. Здесь цифры обозначают не миллиметры, а доли радиуса лопатки рабочего колеса. Чтобы получить размеры в миллиметрах, указанные цифры умножьте на выбранный радиус рабочего колеса вентилятора. Затем лопаткам крыльчатки придайте нужный профиль - выколотите их на болванке. Болванку сделайте из твердых пород дерева по размерам, указанным на рисунке 4. Здесь размеры также даются в долях радиуса крыльчатки.

Как получить такую болванку? Она обрабатывается по трем изогнутым шаблонам. Эти шаблоны делаются из плоских шаблонов (рис. 5). Радиусы изгиба гнутых шаблонов и размеры плоских вы найдете в таблице. Гнутыми шаблонами проверяется правильность изготовления болванки по трем сечениям I-I, II-II, III-III. Концы дуги шаблона совместите с соответствующими вертикальными рисками на боковых сторонах болванки. Следите, чтобы осевые риски на шаблонах и болванке располагались в одной плоскости. Шаблоны легче всего изготовить из жести. Но подойдет любой металлический или пластмассовый лист, только рабочую кромку шаблонов надо делать не толще 0,5 мм.

fan

Рабочая поверхность болванки должна быть плавной и гладкой. Для этого ее надо хорошенько проциклевать и зачистить шкуркой. Только после этого на ней можно выколачивать лопатки рабочего колеса вентилятора. Чтобы заготовка крыльчатки при выколотке не сдвигалась, прибейте ее в центре к болванке. А чтобы повысить жесткость лопаток, после их выколотки у корня лопатки по оси сделайте небольшие углубления - зиги.

Втулка для посадки рабочего колеса на ось электродвигателя вытачивается на токарном станке, либо делается вручную такой, как показано на рисунке 6. Крыльчатка с втулкой соединяются заклепками или винтами.

Когда рабочее колесо вентилятора будет собрано, то обязательно сбалансируйте его статически.

Выше мы уже говорили, что вентилятор можно сделать и с корпусом и без корпуса. На рисунке 1 показан один из возможных вариантов конструкции с корпусом. Возможны и другие конструкции.

А. КРИВОМЛИН, инженер

BACKHOME