ДВИЖЕТ ВОЛНА

ЮТ Для умелых рук 1988 №6

Сегодня двигатели внутреннего сгорания настолько доступны, что вряд ли кому из профессионалов придет в голову проектировать тихоходные волновые. Но у любителей свой резон. Плавают же до сих пор по морям парусные яхты. Никто не считает отжившими свой век весельные лодки, байдарки, шлюпки. Так почему бы не построить и лодку, использующую для движения даровую энергию волн?

Понаблюдайте, как ведет себя деревянная палочка, брошенная на водную поверхность. Она покачивается на волне. Если один из концов ее сориентирован прямо на волну, то испытывает, как говорят моряки, килевую качку. Волна, ударяющая в бок, заставляет палочку вращаться вокруг собственной оси. Это так называемая бортовая качка. На эти колебания и обращают внимание изобретатели. Нельзя ли использовать их энергию для движения? Было высказано немало идей и предложений. О некоторых мы уже рассказывали на страницах журнала. Сегодня предлагаем поэкспериментировать с конкретным волновым двигателем. Автор его - Джерол Лимелсон.

Как видите (см.схемы 1-6), главная часть двигателя - это качающийся балансир, напоминающий собой перевернутый маятник. Нет на воде волнения - балансир занимает строго вертикальное положение и двигатель не работает. Есть волна - балансир начинает раскачиваться ей в такт.

wave power

Качнулся балансир в сторону, потом в другую... Величина этих колебаний зависит от массы груза на верхнем конце балансира и крутизны волны. Произведение силы на плечо - момент силы, который уже можно использовать для вращения гребного винта или колеса. Правда, в таком механическом преобразователе нужно учитывать такое обстоятельство. Чтобы колесо или винт вращались только в одну сторону, в механической передаче необходимо предусмотреть храповой механизм.

А теперь посмотрим, как же удалось Лимелсону реализовать свою идею. На рисунке 7 показана модель, использующая килевую качку. Балансир с массивным грузом на верхнем конце имеет возможность качаться относительно нижней точки. На его рукоятке предусмотрен паз, вдоль которого свободно перемещается верхний конец рычага. Нижний же жестко связан с конической шестерёнкой. Как видите, эта часть механической передачи осуществляет преобразование возвратно-поступательного движения балансира во вращательное движение выходного вала. Вторая коническая шестерёнка повышает частоту вращения выходного вала, что существенно влияет на скорость движения модели.

В принципе этот механизм можно использовать для привода гребного винта и при бортовой качке. Надо лишь, как предлагает изобретатель, плоскость, в которой качается балансир, развернуть на 90 градусов. Как это сделать, используя то же самое шестеренчатое зацепление, предлагаем догадаться вам самим. Поэтому останавливаться на этом не будем.

Более интересное и в то же время более сложное решение Лимелсон предлагает для использования бортовой качки в механическом преобразователе, показанном на рисунке 8. Как видите, здесь балансир качается не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Какие преимущества дает такая механическая система, сказать трудно. Только эксперименты с действующими моделями смогут их прояснить. Советуем провести их, а о своих результатах сообщить нам в редакцию.

А. АНДРЕЕВ, инженер
Рисунки автора

BACKHOME