ПЕДАЛИ ВМЕСТО ВЁСЕЛ

ЮТ Для умелых рук 1989 №6

К вёсельной лодке мы привыкли настолько, что вряд ли у кого возникало желание ее усовершенствовать. И всё-таки нашлись пытливые. К примеру, греческий ныряльщик за морскими губками Г. Димос. Конечно, критически оценив его механизм, многие найдут в нем слабую проработку отдельных узлов. Но кто знает, может, такой движитель когда-нибудь получит право на существование, если к его совершенствованию подключатся и другие изобретатели?

Чертёж педальной лодки


На рисунке цифрами обозначены: 1 - корпус лодки, 2 - редуктор с конической шестеренчатой передачей, 3 - ремень, 4 - колесо, 5 - тяга,
6 - левый шатун, 7 - стойка, 8 - педали, 9 - корпус привода, 10 - правый шатун и 11 - маховик.

Что же представляет собой изобретение Димоса? Это педальный привод. Усевшись в лодку, гребец упирается в педали ногами и, нажимая то правую, то левую через тяги и шатуны, вращает колесо. Оно спарено с маховиком, что позволяет поддерживать постоянную частоту вращения. Далее ременная передача передает вращение на входной вал редуктора и на гребной винт.

Есть ли преимущества у такого движителя в сравнении с весельным? На наш взгляд, есть. И целых три. Первое и, пожалуй, самое существенное - гребец в лодке сидит лицом по направлению движения. А это очень удобно для управления. Другой выигрыш - скорость лодки на педалях будет несомненно выше. Ведь усилие, создаваемое ногами заметно больше. За счет же повышающей передачи частота вращения гребного винта может быть достигнута в 200-300 мин-1. Этого вполне достаточно, чтобы лодка двигалась со скоростью 15 км/ч. И наконец, последнее - руки гребца свободны. А это не так уж и плохо, особенно на рыбалке или охоте.

К сожалению, подробный конструктивной разработки мы привести не можем. Ведь само изобретение этого и не требует. Но даже столь краткое описание да плюс рисунки помогут умельцам взять его на вооружение.

В. ЗАВОРОТОВ

BACK