ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГЛЯНУТЬ НА ЭКРАН, ЗАСЛОНИ ЕГО ЛАДОНЬЮ

Л, 1995, №8

Если у вас телевизор с большим экраном (скажем, 61 или 67 см по диагонали), а комната маленькая, вряд ли вам комфортно смотреть передачи. И дело не в том, что большой аппарат будто бы подавляет зрителя, как склонны полагать некоторые.

Экспериментально установлено, что телевизионный экран глаз воспринимает в соответствии со своей разрешающей способностью. А она составляет около одной с половиной угловой минуты. Это означает, например, что на экране высотой 30 см в двух метрах от зрителя глаз различает примерно 300 горизонтальных линий, тогда как на экране их 600.

Данный показатель как раз и есть наш телевизионный стандарт. Он perламентирует развёртку изображения на 625 строк, но фактически на экране телевизора получается несколько меньше - около 600 строк.

Если отодвинуться от телевизора чуть дальше, строчная развёртка будет практически незаметна. При нашей высоте экрана это произойдёт на расстоянии 210 см.

Было выведено правило: оптимальное расстояние L для просмотра телепередач должно быть в 7 раз больше высоты экрана Н.

Если выбрать L больше, чем 7Н, то глаз будет плохо различать мелкие детали изображения, если же L будет меньше 7Н, станут заметны строки развёртки, и потому изображение будет не сплошным, а полосатым, в виде горизонтального растра.

Определение расстояния до телеприёмника

Но при характеристике экрана обычно указывают не высоту Н или ширину В, а диагональ D. Зная, что Н:В=3:4, нетрудно вывести отношения: Н=0.6D и В=0.8D. Учитывая, что L=7Н, получим наиболее важную зависимость: L=4,2D.

В таблице приведены параметры В, Н и L для наиболее распространённых цветных и чёрно-белых кинескопов. Оптимальное расстояние между зрителем и телевизором при кинескопе в 25 см по диагонали (скажем, переносного телеприёмника с цветной трубкой 25ЛК2Ц) должно быть чуть больше 1 м, с 35-сантиметровой трубкой (черно-белой 35ЛК2Б) - почти 1,5 м, с популярной ныне 51-сантиметровой (в частности, 51ЛК2Ц) - уже несколько больше 2 м, а с 67-сантиметровой (например, 67ЛК1Б) - почти 3 м.

А потому в доме стулья, кресла и диван следует размещать перед экраном на расстоянии L = 4,2D или чуть большем.

Ну а как быть в гостях, в доме отдыха? Не измерять же рулеткой расстояние до телеэкрана, высоту или диагональ кинескопа? Рулетка не потребуется, поскольку можно воспользоваться другим измерительным инструментом - он всегда с вами. Это - рука. Достаточно вытянуть её вперёд, а потом повёрнутой под прямым углом ладонью закрыть телеэкран. Когда это не удаётся, сядьте немного дальше от телевизора и вновь таким же образом перекройте экран. Если ладонь с лихвой загораживает кинескоп, нужно к нему придвинуться поближе.

Способ этот пригоден как для детей, так и для взрослых. И действует даже в зрительном зале кинотеатра. Если занять наиболее удобные для просмотра места (обычно это 14...16 ряд) и вытянуть перед собой руку, то ладонь как раз закроет экран. Из близких рядов изображение представляется несколько расплывчатым, а из дальних не всегда различимы мелкие детали.

Между прочим, мнение, что в кинотеатре картинка видна лучше, чем по телевизору, ошибочно. Ведь зрители сидят от большого экрана гораздо дальше, чем телезрители, поэтому видимые размеры кино- и телеэкрана примерно одинаковы. Кинокадр и телеизображение с наиболее выгодной позиции мы видим под одинаковым углом - около 8 угловых градусов по вертикали. Справедливо это и для обычного, и для широкоэкранного, и для широкоформатного фильмов.

D В H L
11 8,8 6,6 46
25 20 15 105
32 25,6 19,2 134
35 28 21 147
40 32 24 168
43 34,4 25,8 180
47 37,6 28,2 197
50 40 30 210
51 40,8 30,6 214
59 47,2 35,4 248
61 48,8 36,6 256
67 53,6 40,2 281

Нам только кажется, что угловые размеры киноэкрана больше, чем кинескопа. На самом деле это оптическая иллюзия. Точно так же Луна или Солнце на закате нам представляются больших размеров, чем в зените. Заметим, Луна с Земли всегда видна под углом около 0,518 угл. градусов (или 31 угл.мин), а Солнце - 0,595 угл. градусов (или 37,5 угл.мин). Вот почему маленькая Луна почти полностью загораживает огромное Солнце во время его полного затмения. Ведь с Земли их угловые размеры почти равны. Видно в кинотеатре лучше главным образом потому, что там выше чёткость изображения. Число элементов на киноэкране доходит до полу-тора миллионов. Домашнему экрану такое недоступно. Но думается, это дело временное. Исследования в области телевидения высокой чёткости (ТВЧ) идут полным ходом. В Японии уже ведутся опытные передачи по системе MUSE. Это - ТВЧ с чересстрочной развёрткой, числом строк 1125, частотой полей 60 Гц и полосой частот видеосигнала 8 Мгц. Аналогичные проекты осуществляются и в других странах. И ещё об одном аспекте нашей темы. Телезрители при просмотре передач облучаются потоком ускоренных электронов и даже рентгеновских лучей. Поэтому желательно, чтобы телеэкран был побольше, что позволит сидеть от него подальше. Правда, у большого кинескопа и излучение сильнее. Но оно затухает обратно пропорционально квадрату расстояния.

BACKHOME