Л, 1995, №8
Если у вас телевизор с большим экраном (скажем, 61 или 67 см по диагонали), а комната маленькая, вряд ли вам комфортно смотреть передачи. И дело не в том, что большой аппарат будто бы подавляет зрителя, как склонны полагать некоторые.
Экспериментально установлено, что телевизионный экран глаз воспринимает в соответствии со своей разрешающей способностью. А она составляет около одной с половиной угловой минуты. Это означает, например, что на экране высотой 30 см в двух метрах от зрителя глаз различает примерно 300 горизонтальных линий, тогда как на экране их 600.
Данный показатель как раз и есть наш телевизионный стандарт. Он perламентирует развёртку изображения на 625 строк, но фактически на экране телевизора получается несколько меньше - около 600 строк.
Если отодвинуться от телевизора чуть дальше, строчная развёртка будет практически незаметна. При нашей высоте экрана это произойдёт на расстоянии 210 см.
Было выведено правило: оптимальное расстояние L для просмотра телепередач должно быть в 7 раз больше высоты экрана Н.
Если выбрать L больше, чем 7Н, то глаз будет плохо различать мелкие детали изображения, если же L будет меньше 7Н, станут заметны строки развёртки, и потому изображение будет не сплошным, а полосатым, в виде горизонтального растра.
Но при характеристике экрана обычно указывают не высоту Н или ширину В, а диагональ D. Зная, что Н:В=3:4, нетрудно вывести отношения: Н=0.6D и В=0.8D. Учитывая, что L=7Н, получим наиболее важную зависимость: L=4,2D.
В таблице приведены параметры В, Н и L для наиболее распространённых цветных и чёрно-белых кинескопов. Оптимальное расстояние между зрителем и телевизором при кинескопе в 25 см по диагонали (скажем, переносного телеприёмника с цветной трубкой 25ЛК2Ц) должно быть чуть больше 1 м, с 35-сантиметровой трубкой (черно-белой 35ЛК2Б) - почти 1,5 м, с популярной ныне 51-сантиметровой (в частности, 51ЛК2Ц) - уже несколько больше 2 м, а с 67-сантиметровой (например, 67ЛК1Б) - почти 3 м.
А потому в доме стулья, кресла и диван следует размещать перед экраном на расстоянии L = 4,2D или чуть большем.
Ну а как быть в гостях, в доме отдыха? Не измерять же рулеткой расстояние до телеэкрана, высоту или диагональ кинескопа? Рулетка не потребуется, поскольку можно воспользоваться другим измерительным инструментом - он всегда с вами. Это - рука. Достаточно вытянуть её вперёд, а потом повёрнутой под прямым углом ладонью закрыть телеэкран. Когда это не удаётся, сядьте немного дальше от телевизора и вновь таким же образом перекройте экран. Если ладонь с лихвой загораживает кинескоп, нужно к нему придвинуться поближе.
Способ этот пригоден как для детей, так и для взрослых. И действует даже в зрительном зале кинотеатра. Если занять наиболее удобные для просмотра места (обычно это 14...16 ряд) и вытянуть перед собой руку, то ладонь как раз закроет экран. Из близких рядов изображение представляется несколько расплывчатым, а из дальних не всегда различимы мелкие детали.
Между прочим, мнение, что в кинотеатре картинка видна лучше, чем по телевизору, ошибочно. Ведь зрители сидят от большого экрана гораздо дальше, чем телезрители, поэтому видимые размеры кино- и телеэкрана примерно одинаковы. Кинокадр и телеизображение с наиболее выгодной позиции мы видим под одинаковым углом - около 8 угловых градусов по вертикали. Справедливо это и для обычного, и для широкоэкранного, и для широкоформатного фильмов.
D | В | H | L |
11 | 8,8 | 6,6 | 46 |
25 | 20 | 15 | 105 |
32 | 25,6 | 19,2 | 134 |
35 | 28 | 21 | 147 |
40 | 32 | 24 | 168 |
43 | 34,4 | 25,8 | 180 |
47 | 37,6 | 28,2 | 197 |
50 | 40 | 30 | 210 |
51 | 40,8 | 30,6 | 214 |
59 | 47,2 | 35,4 | 248 |
61 | 48,8 | 36,6 | 256 |
67 | 53,6 | 40,2 | 281 |
Нам только кажется, что угловые размеры киноэкрана больше, чем кинескопа. На самом деле это оптическая иллюзия. Точно так же Луна или Солнце на закате нам представляются больших размеров, чем в зените. Заметим, Луна с Земли всегда видна под углом около 0,518 угл. градусов (или 31 угл.мин), а Солнце - 0,595 угл. градусов (или 37,5 угл.мин). Вот почему маленькая Луна почти полностью загораживает огромное Солнце во время его полного затмения. Ведь с Земли их угловые размеры почти равны. Видно в кинотеатре лучше главным образом потому, что там выше чёткость изображения. Число элементов на киноэкране доходит до полу-тора миллионов. Домашнему экрану такое недоступно. Но думается, это дело временное. Исследования в области телевидения высокой чёткости (ТВЧ) идут полным ходом. В Японии уже ведутся опытные передачи по системе MUSE. Это - ТВЧ с чересстрочной развёрткой, числом строк 1125, частотой полей 60 Гц и полосой частот видеосигнала 8 Мгц. Аналогичные проекты осуществляются и в других странах. И ещё об одном аспекте нашей темы. Телезрители при просмотре передач облучаются потоком ускоренных электронов и даже рентгеновских лучей. Поэтому желательно, чтобы телеэкран был побольше, что позволит сидеть от него подальше. Правда, у большого кинескопа и излучение сильнее. Но оно затухает обратно пропорционально квадрату расстояния.