Примус из трёх деталей

МК 1991 №5

Без печки для приготовления пищи не обойтись в любом походе – будь вы авто- или мототурист, альпинист, любитель рыбалки или поклонник третьей, грибной охоты. Ведь далеко не всегда и не везде можно развести костёр, а порой и не из чего. Здесь-то и выручит вас простой, неприхотливый и экономичный примус, состоящий буквально из трёх деталей. К тому же он может работать на бензине практически любой марки.

Отличительной особенностью такой малогабаритной бензоплиты является отсутствие насоса, создающего в примусах традиционной конструкции повышенное давление в полости топливного резервуара, с помощью которого горючее подается к горелке.

Простейший туристический примус:

Конструкция и детали туристического примуса

1 - топливный бачок (сварен из листовой нержавеющей стали толщиной 1...5 мм), 2 - заливная горловина (трубка из нержавеющей стали диаметром 12х2,5 мм с резьбой М12, 3 - крышка заливной горловины, 4 - фитиль (асбестовый шнур), 5 - топливная трубка (медная трубка диаметром 7...10х1 мм), 6 - поддон (листовая нержавеющая сталь толщиной 1 мм)

Многолетняя эксплуатация мини-примуса показала полную его надёжность и безопасность в пожарном отношении, а также высокую экономичность. Всего около полу литра топлива требуется для того, чтобы приготовить и завтрак, и обед, и ужин. К тому же никогда не приходится после чистить кастрюли и сковороды от сажи: пламя у этого примуса - голубого цвета, что говорит о полном сгорании топлива.

Работает этот примус практически так же, как и любая спиртовка. Отличие лишь в том, что фитиль (асбестовый шнур) пропущен внутри не прямой медной трубки, а свёрнутой в виде «мёртвой петли». Свободные концы трубки-петли впаяны в топливный бачок, имеющий заливную горловину с герметичной резьбовой пробкой.

В нижней части петли - отверстие-форсунка диаметром 0,3...0,8 мм. Для «запуска» примуса используется небольшой поддон, припаянный к топливным трубкам, под петлей: в него наливают немного бензина и поджигают его. Через несколько секунд петля прогревается, и бензин, оказавшийся там за счёт капиллярных свойств асбестового шнура-фитиля, начинает интенсивно испаряться. Пары его, выходящие из форсунки, загораются. Ещё несколько секунд - и пламя в поддоне гаснет, а факел форсунки по мере прогрева трубки-испарителя будет набирать интенсивность и температуру до тех пор, пока не выйдет на оптимальный режим, обусловленный диаметром отверстия, диаметром топливной трубки и качеством асбестового фитиля.

В комплект к мини-примусу, учитывая его малые размеры, желательно сделать треножник, чтобы устанавливать чайник, кастрюлю или сковороду. В крайнем случае можно обойтись и небольшой ямкой: в неё ставится примус, а кастрюля или сковорода – поверх него.

Выключается примус следующим образом. Сначала пламя просто сдувается, после чего примус с помощью проволочного крючка опускается для охлаждения в воду (так, чтобы оказался погруженным топливный бачок).

Вариантов у такой бензопечки мажет быть множество. Надо только сохранять конструктивную особенность и основные параметры горелки.

С. Семёнов, г. Ленинск, Кзыл-Ординская обл.

BACK