"БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ" - РЕАЛЬНОСТЬ?!

Моделист-конструктор 1992 №3-4

Почти год назад в редакцию пришло письмо от Анатолия Кузьмина из поселка Тикси Якутской АССР. Начиналось оно ни иного ни мало так: «Я изобрел новый двигатель для движения по водной поверхности с большой скоростью».

Надо признать, что подобные слова автора неизменно вызывают настороженность, особенно если касаются таких досконально исследованных древних областей, как движение по воде. Богатый редакторский опыт, к сожалению, говорит - в 99 случаях из 100 столь смелые заявления сопровождаются... описаниями всем известных принципов либо попросту технически безграмотны и не выдерживают никакой критики.

В данном случае не вызывало редакторского энтузиазма и приложение к письму. Оно состояло из одного листа бумаги с двумя нарисованными «детскими» проекциями гипотетического, катера, имеющего в носовой части то ли гребные, то ли автомобильные колеса с «зубчиками-грунтозацепами».

Короче, из-за того, что в письме приводились результаты экспромт-эксперимента, проведенного буквально в бочке с дождевой водой и с применением электродрели в качестве двигателя, было решено в соответствии с пожеланиями автора поместить материал в рубрике «Внимание, эксперимент» (рассчитанной в основном на спортсменов-моделистов). В редакционном «портфеле» подготовленных предложений для данной рубрики немало, и письмо Анатолия лежало бы, дожидаясь своей очереди, если бы не одна из публикаций в журнале «Изобретатель и рационализатор»...

Однако позвольте растянуть удовольствие И рассказать обо всём остальном несколькими номерами позже. А пока представим вам более чем заманчивую возможность додумать и понять все тонкости (а заодно и перспективы) изобретения самим. Через пару месяцев вы сможете сравнить результаты своих размышлений с нашими. Сейчас же редакция горячо поздравляет А. Кузьмина с настоящей конструкторской находкой и позволяет, себе предварить материалы словами:

ВНИМАНИЕ, СЕНСАЦИЯ!

Принцип действия нового движителя очень прост. На тонком диске-роторе по окружности закреплены небольшие крылья под углом 5-10°. Ротор частично погружен в воду. При его вращении создается подъемная сила, выталкивающая движитель из воды и одновременно движущая аппарат вперед.

image

Проект катера с роторным движителем.

Я испытал модель роторного движителя: результаты превзошли все ожидания. Я был в восторге! Проверочная модель была несложна: диск диаметром 160 мм на длинном валу, зажатом в патроне электродрели. По окружности диска припаяны 16 треугольных крыльев, размах которых равен 20 мм, а хорда - 35 мм. Установочный угол составляет 10°. При включении электродвигателя ротор буквально выскакивал из воды! Замеры показали - при 800 об/мин подъемная сила составляет около 300-400 гс, причем наибольшее ее значение достигается при заглублении ротора на 0,2-0,15 диаметра. Одновременно развивается и значительная тяга - порядка 300 гс. Однако выявилась и неожиданная сторона - в ряде случаев ротор начинал прыгать. Хочу обратиться к энтузиастам с предложением предпринять попытку построить действующую модель с роторным движителем или катер. Рискну кое-что посоветовать тем, кто отважится на это дело: двигатель должен быть достаточно мощным, а вес аппарата небольшим. Частота вращения ротора - максимальная из расчета того, что на начальном этапе подъёма аппарата из воды сопротивление вращению может оказаться значительным, а после выхода на режим хода оно резко падает. Нужно еще учесть, что при сбросе оборотов на высокой скорости движения возможно «проваливание» носовой части катера с резким торможением - при высоком положении центра тяжести аппарата не исключается опрокидывание его через нос.

Хотелось бы отметить такие потенциальные положительные качества движителя, как (кроме простоты конструкции, возможности создания очень быстроходных судов с крайне малой осадкой и малым временем торможения)... некоторая амфибийность проекта. Ведь при достаточной прочности роторов катер сможет сам выходить на берег.

Возможно, при испытаниях проявятся и отрицательные стороны: шумность работы, брызгообразование, возможность повреждения лопаток находящимися в воде посторонними предметами, необходимость в защитных кожухах. К недостаткам можно отнести и применение мощного двигателя и как следствие - большой расход горючего (Здесь автор явно недооценивает свое изобретение, так как по пропульсивным качествам (это аналог коэффициента полезного действия, но для судового движителя), похоже, оно превосходит все ранее известные типы. - Ред.). Но, думаю, положительные качества нового движителя смогут перекрыть недостатки.

Проект послан на рассмотрение в ВНИИПГЭ, жду решения. А пока надеюсь, что идея многих заинтересует. Ведь давно уже не было ничего новенького в таком древнем деле, как судостроение.

А. КУЗЬМИН, п. Тикси, Якутская-Саха

BACKHOME