ПАРОХОД ИЗ ДЕТСТВА

Моделист-Конструктор 1992 №7

С чем обычно ассоциируется термин «прямоточный»? Конечно же, с авиационными реактивными двигателями для достижения самых высоких сверхзвуковых скоростей. А каким образом может стать прямоточным... пароход? Именно об этом мы и расскажем вам сегодня.

«Сердцем-двигателем» предлагаемого микросудна является необычное устройство, основанное по принципу действия на конвекции. Напомним, что аналогичный эффект нашёл применение в устройствах жидкостного охлаждения некоторых автомобильных двигателей («Трабант» и другие). На этих машинах вода циркулирует самостоятельно, так как более тёплая стремится подняться вверх, а холодная опуститься вниз. Таким образом система охлаждения «перекачивает» воду без применения какого-либо насоса.

Полукопия рыболовецкого катера с прямоточным паровым двигателем:

Судно с прямоточным паровым двигателем - steamboat

1 - носовое перекрытие (палуба - жесть), 2 - борта корпуса (жесть или кровельное железо), 3 - мачта (сосна или берёза), 4 - грузовая стрела (проволока). 5 - корпус (липа или берёза), 6 - «рубка» (жесть или кровельное железо), 7 - труба (жесть), 8 - трубка-змеевик, 9 - бобышка для расклинивания трубок змеевика, 10 - руль (кровельное железо), 11 - поддон (жесть или кровельное железо), 12 - топливная таблетка, 13 - асбестовая прокладка, 14 - борт корпуса в деревянном исполнении.
После окончания постройки все деревянные детали покрыть двумя слоями тёплой олифы и окрасить масляными красками. Металлические детали не паять, кроме элементов борта и палубы.

На аналогичном принципе основан и двигатель пароходика. Горячая вода, согревшаяся и частично закипевшая в змеевике, будет подниматься вверх и затем выбрасываться через кормовой срез верхней части трубки. А нижняя станет заборником свежей жидкости, которая поступит для нагрева в змеевик. Источником тепла служит таблетка сухого спирта или кусок асбестовой ваты, пропитанный бензином.

Детали катера - Parts of the steamboat

Номера отдельных деталей соответствуют позициям рисунка общего вида модели катера.

Труба катера - chimney

Чётные лепестки сразу после прорезки отогнуть наружу на 90°, а нечётные - при сборке с деталью 6.

Змеевик изгибается из тонкостенной металлической трубки сечением от 4 до 6 мм длиной примерно 650 мм. Оправкой для навивки рабочей части послужит стержень диаметром 18-20 мм. Число витков змеевика - от трёх до пяти. При этом общая высота его не должна превышать 30 мм и между витками должен сохраниться зазор не менее 2 мм. Выводы змеевика - максимально короткие, чтобы не создавать излишнего сопротивления току жидкости. Срезы трубки нужно разместить так, чтобы разность высот между ними по крайней мере не превышала общей высоты рабочей части змеевика (обратите внимание: на рисунках при высоте змеевика, равной 22 мм, срезы трубок располагаются друг над другом на расстоянии 18 мм). Важно учесть, что срез верхней части трубки должен быть заглублён под уровень воды на плавающей модели не менее чем на 10 мм. Змеевик с выводными трубками фиксируется на пароходике заклиниванием в прорези корпуса.

Модель парореактивного катера без корпуса - model of the steamboat

Отработочная модель. Двигатель открыт, трубка крепится деревянным клином.

Модель парореактивного катера с корпусом - model of the steamboat

Модель катера со среднерасположенной мотоустановкой.

Хорошее использование тепла от сгорания таблетки сухого спирта обеспечивается «рубкой», выгнутой из жести или кровельного железа и являющейся, по сути, корпусом «печки». Между топливным элементом и змеевиком надо оставить по высоте пространство около 10 мм, чтобы дать свободный доступ воздуха к пламени. Внизу «рубки» помещается поддон, который выдвигается вперёд при замене спирта, а в рабочем положении лежит на термостойкой асбестовой прокладке.

Перед запуском с помощью медицинской «груши» трубка заполняется водой и пароходик ставится на воду. Затем поджигается топливо, и поддон вдвигается на место. При испытаниях модели надо быть осторожным, чтобы не обжечься о раскалённые металлические детали.

Двигатель с предложенными габаритными размерами годится для привода в действие любых моделей длиной 150...300 мм.

Для отработки мотоустановки можно создать модель-стенд, представляющую собою простейший контур из древесины. И лишь потом приступить к постройке полукопии рыболовецкого катера, какая и приведена на рисунках. При желании вполне допустимо размещение двигателя не в корме микросудна, а посередине его корпуса. Занятно решение универсального типа, когда модель парусника дооборудуется прямоточной мотоустановкой. Конечно, здесь придётся решать проблему защиты парусов и рангоута от пламени паровой установки.

По материалам журнала «АБЦ» (ЧСФР)

BACK