ВМЕСТО ТОПЛИВА ВОЛНА И ВЕТЕР

Изобретатель и рационализатор 1991 №1

ЕСЛИ СМОНТИРОВАТЬ НА СУДНЕ ВЕТРЯК И ВОЛНОВУЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ УСТАНОВКУ, В ДАЛЬНИХ РЕЙСАХ НЕ ПРИДЕТСЯ ПОПОЛНЯТЬ ЗАПАС ТОПЛИВА.

В дальнем плавании не всегда легко пополнить запас топлива. Хорошо бы иметь на корабле собственные источники энергии,

тем более, вокруг её сколько угодно: волны и ветер - постоянные спутники моряков. Не надо особого воображения, чтобы представить себе судно, на палубе которого высится ветряк, а к борту "приторочена" волновая энергоустановка.

Слишком загромождать палубу не годится, поэтому ветряные колеса барабанного типа я спрятал бы в корпус диаметром не более 6 м. Попадая в конфузор, ветер крутит колеса в противоположные стороны (а. с. № 1 000 584). На валу ветряка - электрогенератор, который начинает вращаться, как только подует ветер, способный раскрутить ветроколеса. Генератор может работать на судовой электродвигатель и на аккумулятор для питания вспомогательных систем: освещение, радиосеть, всевозможные помпы.

Немалую экономию топлива даст устройство, преобразующее энергию волн в механическую (а. с. № 1 486 622). На борта судна навешиваются сужающиеся книзу жёсткие конусы, внутри которых размещены эластичные баллоны, заполненные жидкостью. Если это будет что-то типа антифриза, установка сможет работать в высоких широтах.

wind engine

В корпусе 1 размещаются ветроколёса 2, способные вращаться в противоположные стороны. Когда ветер достигает такой силы, что электрогенератор 3 начинает давать ток, достаточный для срабатывания реле 4, энергия ветра либо вращает судовой электродвигатель, либо заряжает аккумулятор 5. Введенный в схему диод 6 следит за тем, чтобы накопленный в аккумуляторе ток не возвращался к генератору, а питал двигатель во время штиля.

Волна сжимает баллон, наполняющая его жидкость через гидропередачу (см. рис.) воздействует на храповое колесо и пружину, установленные на одном валу с электрогенератором. Система работает аналогично механизму часов, только взводит пружину не гиря, а размеренные удары волн, и она, раскручиваясь, движет не стрелку, а вал электрогенератора.

wave engine

При ударе волны баллон 1 сжимается, заполняющая его жидкость давит на находящийся в гидроцилиндре 3 поршень 4. При этом губчатая нарезка штока 5 воздействует на храповое колесо 6. Пружина 7, скручиваясь, аккумулирует энергию волн, а раскручиваясь, вращает вал электрогенератора 8. Если удары воды слишком сильны, камера переменного объема 2 выполняет роль демпфера и предохраняет гидросистему от поломок.

Эти мои идеи на макетах не опробованы и требуют детальной инженерной проработки. Надеюсь, они заинтересуют судостроителей, ведь использование энергии волн и ветра прямо на борту сулит огромную экономию топлива.

В. СОКОЛОВ
г. Долгопрудный, Московская обл.

BACKHOME