ВЕТРОТУРБОХОД

ВЕТРОТУРБОХОД

ЮТ 1989 №4

Слышали вы о таком судне? Мы, признаемся, нет. А узнали из письма ленинградского школьника Коли Норкина, который уже несколько лет внимательно следит за новинками судостроения. В одном из польских журналов он и увидел проект необычного судна. Заинтересовался конструкцией и даже попытался построить модель. Но... не получилась. "Видно, опыта не хватило", - сетовал Николай. По присланному эскизу, обратившись за помощью к консультантам, мы разобрались в конструкции. Она оказалась в самом деле интересной, потому и решили модель необычного судне предложить всем ребятам.

Что такое турбина, вы, конечно, знаете. Она вырабатывает электрический ток на электростанциях. Как первичный двигатель, с успехом применяется в авиа-, судо- и даже автостроении. Знакомы вы и с гребным винтом. Так вот, на нашем ветротурбоходе они работают а паре. Ветер вращает турбину, а она, в свою очередь, гребной винт. А чтобы судно имело меньшее сопротивление, оно поставлено на поплавки. Оригинальное конструкторское решение, не правда ли; и горючего не надо, и с экологией все в порядке. Правда, на море бывает штиль. Как взрослые конструкторы решили эту проблему, мы не знаем. Коля Норкин предлагает установить аккумуляторы, которые будут питать двигатель гребного винта в безветренную погоду. А подзаряжать их будет та же турбина. Что ж, рассуждения юного кораблестроителя не лишены здравого смысла. Но давайте сначала построим упрощенную модель.

Как видите, она без корпуса и палубных надстроек. Главное ведь в ветротурбоходе - узел "турбина - гребной винт" О нем и поговорим.

Работу начнем с турбины 4. Она должна быть легкой, иначе для удержания модели на плаву надо увеличивать размеры поплавков, а стало быть, и сопротивление движению.

Думаем, диаметр 205 мм для турбины вполне достаточный, а барабан выберем толщиной 85 мм.

Турбина собирается из двух дисков и шести лопаток. Для дисков используйте тонкий картон, а лопатки вырежьте из чертежной бумаги. Прежде чем приклеивать их к нижнему диску, наметьте прорези, как показано на рисунке. Это ответственная операция, от нее зависит работа турбины. Когда клей высохнет и вы убедитесь, что лопатки прочно закреплены, приклеивайте верхний диск. Шилом проколите отверстия под вал, укрепите эти места жестяными шайбами, приклеив их клеем БФ-2 или "Момент".

Теперь займемся кожухом 3. Он сделан в виде флюгера. Догадались почему? Чтобы лопатки турбины всегда располагались по ветру. Проще всего кожух спаять из тонкой проволоки (нижние перемычки пока не спаивайте - они понадобятся, чтобы насадить кожух при сборке на втулку). Цилиндрическую и хвостовую части обклейте тонкой бумагой или фольгой, как показано на рисунке. Примерьте кожух на турбину, наметьте отверстия под вал 5. Им может быть ровная стальная спица.

Надводный корпус модели 7 и поплавки 9 проще всего сделать из пенопласта. Они соединены между собой проволочными раскосами 2, укрепленными на жестяных хомутах 6. Чтобы те надежнее держались на корпусе, сделайте в нем неглубокую проточку (см. рис.).

Конструкция ветротурбохода

Теперь приступим к изготовлению гребного винта. Как известно, число и профиль сечения его лопастей зависят от типа и назначения судна. Для нашей модели подойдет двух- или трехлопастный выпуклый винт. Расскажем, как сделать трехлопастный.

На листе жести или тонкой латуни проведите циркулем окружность диаметром 50-65 мм. Не меняя раствора циркуля, разделите ее на три равные части. Полученные точки соедините с центром. Затем вырежьте заготовку по окружности и сделайте по радиальной разметке прорези, не доходя до центра 3-4 мм. Это будущие лопасти. Крылья их заовальте. Из велосипедной спицы сделайте вал. Один его конец длиной 3 мм согните под прямым углом. В центре заготовки винта просверлите отверстие. Наденьте его на отогнутый конец вала и припаяйте. Место пайки хорошенько зачистите напильником и мелкой наждачной бумагой. Чтобы винт лучше отбрасывал воду, отогните лопасти в сторону на 30-35°. Еще лучше, если вы сумеете придать им выпуклый профиль. Теперь подберите по диаметру вала муфту-держатель, припаяйте к ней раскосы.

Остается вырезать из пенопласта рули 10. Вы спросите: почему они такие сложные? Не проще ли воспользоваться полосками жести, прикрепив их к поплавкам? Конечно, можно поступить и так. Но пенопластовые рули-самолетики увеличивают плавучесть модели и благодаря горизонтальному оперению улучшают ее остойчивость. Так что лучше потрудиться. А кроме того, размеры и рулей, и поплавков придется подобрать экспериментальным путем, поскольку они зависят от веса надводной части.

Несколько слов о сборке. Установите турбину 4 с кожухом 3 на валу 5 так, чтобы верхний конец вала слегка возвышался над кожухом. Снимите кожух и по отметкам закрепите пайкой вал на турбине. На свободный его конец наденьте целлулоидную шайбу - она будет выполнять роль подшипника. Затем, оставив зазор 1-1,5 мм, припаяйте к валу опорную шайбу 11.

Из кусочка пластмассы сделайте втулку 12 и установите в её проточке опорное кольцо кожуха. Чтобы кожух свободно вращался, набейте паз втулки густой смазной. Теперь можно устанавливать на вал корпус 7 в сборе с поплавками и рулями (раскосы 2 крепятся к поплавкам гайками 8). Заклейте бумагой верхнюю поверхность кожуха и спускайте модель на воду.

"А гребной винт?!" - спросите вы. Его установкой мы сейчас и займемся. Соедините ниппельной резиновой трубкой валы турбины и винта. Спустите винт в воду так, чтобы лопасти полностью погрузились, и зафиксируйте гребной вал пайкой в этом положении.

Теперь можно испытывать модель на ходу. Дождавшись ветра, отпускайте ее в плавание. Независимо от его направления ваш ветротурбоход всегда будет идти вперед (см. позиции А и Б).

BACK